На прошлой неделе Ришат Султанов, стартовавший в начале августа из Уфы в кругосветное путешествие под девизом «Uzge yul – Добрый путь», дошел до Горного Алтая. Мимо Барнаула, где не нашлось желающих встретиться с отважным путешественником, его маршрут пролегал через Бийск, и там в гостях у байкера, известного больше как Чёрный Африканец, обсуждался вариант совместного драйва в сторону Телецкого озера. Но, к сожалению, хороший эскорт из бийчан в этот раз не сложился, и снова пришлось ехать в одиночку.
Поначалу он планировал пробыть в наших краях дня три, но случилось так, что горы Алтая задержали его на целую неделю.
В Горно-Алтайске (дореволюционной Улале, советской Ойрот-Туре) путешественника встретила дружная команда салона «МотоДрайв». И в первый же день 27 августа после продолжительной скуки в сибирских степях он быстро развеялся в окрестностях города за рулем квадроцикла CFMOTO X8, но, правда, с непривычки чуть не перевернул его. Ришат охотно рассказывал о новом мотоцикле, который очень удобен для путешествий по скоростным автотрассам. В итоге дружная команда мотосалона во главе с его владельцем Олегом Шадриным осталась довольна общением с гостем из Башкортостана.
СПРАВКА. Ришат Султанов. Родился в Уфе в 1988 году, закончил физфак БГПУ им. Мифтахетдина Акмуллы, мастер спорта по тяжёлой атлетике. На данный момент работает тренером по тяжелой атлетике, не женат. Много путешествовал по Европе и Азии, публиковался в печатных и в интернет-изданиях Bonus, PROUFU, The Ufa-Room. В свои двадцать семь лет он уже побывал в Индии, Германии, Чехии, объехал Среднюю Азию. Но мечта его детства – объехать земной шар - ещё не осуществилась.
За два года он планирует совершить кругосветное путешествие и проехать около ста тысяч километров в пятидесяти странах. Путешествие пройдёт в семь этапов. На первом из них до прихода зимы он проедет по восточной части России и завершит его во Владивостоке. Дальше будут страны Юго-Восточной Азии, Австралия, Америка, Африка, и Европа.
Ришат Султанов рассказал Олегу, что идет по маршруту своей «кругосветки» на собственные деньги – заработанные и сэкономленные. В пути он довольствуется малым; походная палатка, спальник, термос, кружка и котелок всегда при нём. Около года он искал спонсоров, готовых ему помочь технически, и ему это удалось - он выехал из Уфы на новом мотоцикле CFMOTO 650 TK, класса «Спорт-Турист» от российским дистрибьютора CFMOTO, компании «ТК АВМ-Трейд» (Санкт-Петербург). Ришат очень доволен своим байком, его динамикой и всеми характеристиками. За семь тысяч километров, которые он преодолел на пути к Горному Алтаю, стальной жеребец ещё ни разу его не подвёл. Этот мотоцикл, по словам Ришата, хорошо приспособлен к длительным перегонам и неприхотлив в самых тяжёлых метеоусловиях. Словом, будущее мототуризма на Алтае без такой техники вряд ли возможно.
После знакомства с Горно-Алтайском и первой ночевки на берегу Катуни в районе Аи маршрут его путешествия продолжился по Чемальскому району, а по пути туда Ришат побывал на Манжерокском озере, после острова Патмос (Чемал) заехал в «город Мастеров» (Аскат), побродил по наиболее живописным берегам реки Катунь. Послушал волшебную музыку ханга благодаря виртуозному исполнителю Виталию.
Ришат утверждает, что на Катуни он увидел настоящую башкирскую юрту. Полезной и содержательной была его встреча в Манжероке с Владимиром Поповым - организатором мото-кросс-туров по горам Алтая. Ришату как большому любителю мото-движения были интересны размышления о перспективах развития алтайского мототуризма, которыми делился Владимир; по праву старшего и более опытного мотоспортсмена он поделился, кроме того, опытом вождения в горах, дал гостю полезные советы по мотоциклетной амуниции и медбезопасности.
Вторая ночевка была в юрточном кемпинге Иги и Стаса в Элекмонаре.
Утром 30 августа Ришат записал в своем дневнике: «Какое прекрасное чувство:
когда день начинается с подготовки к Дороге!..» После недолгих раздумий, очарованный красотами Алтая, он принял единственно возможное в таких случаях решение: ехать по Чуйскому тракту в направлении Кош-Агача. Он написал в своем дневнике: «Я понял недавно, благодаря моим новым друзьям, что побывать на Алтае и не проехаться по Чуйскому тракту было бы преступлением…»
Новая запись в дневнике: «Еду по Чуйскому тракту, горы, красота! Настроение отличное и погода радует. За одним из поворотов вижу: стоит мотоцикл, а рядом с грустными выражениями лица двое ребят смотрят вниз. Думаю, непорядок, может, что-то случилось. Подъезжаю, спрашиваю: «Что такие грустные? Природа, солнце, радоваться нужно! Может, помощь нужна?»
Оказалось, у ребят закончился бензин. Какая знакомая ситуация... Сам много раз так стоял на трассе. Говорю: «Тащи бутылку, сейчас заправим!»
Радостные, бегут за канистрой. Приносят, но нужен ещё шланг. Теперь уже втроём ловим машину, чтобы спросить шланг. Остановился ещё один местный. У него не оказалось. Ловим машину уже вчетвером. Двое с одной, я с малым с другой стороны.
Многие, с ужасом, проносятся мимо...
Ещё несколько минут ожидания, и заветный шланг был найден. Заправили ребят, можно ехать дальше».
А вот ещё одна запись: «Идеальное покрытие дорог и прекрасные виды...»
Новые наблюдения Ришата: «Алтайские языки в большинстве своём тюркские, так же, как и башкирский относится к этой языковой семье, поэтому местных довольно легко понять и интересно послушать, особенно когда они начинают говорить о тебе же в твоём присутствии. Благо, ничего плохого не услышал за это время.
Разговоры наподобие: «Интересно, не холодно ему?» - «А, может, наоборот - жарко…» Они не догадываются, что я их понимаю, а мне не очень хочется себя выдавать. )) Меня почему-то часто принимали за иностранца, подходили с приветствием Hello или Hi. «А я подумал: француз..» - сказал один из местных.
Ехал, и иногда складывалось впечатление, что нахожусь в родной республике, даже названия сел и деревень похожи и значения их понятны: Кызыл-Таш, Акташ (кызыл - красный, ак - белый, таш - камень).
Через какое-то время пошли горы, вершины которых покрыты снегом и льдом. Да только ради того, чтобы это увидеть нужно ехать на Алтай!
«Сегодня встретил населенный пункт с названием как у башкирского народного инструмента…» (на снимке).
Третья ночевка была в Ташанте. А наутро, едва открылась граница, Ришат не удержался от соблазна заехать в Монголию и, как оказалось, не зря. Там он встретил красавицу, которая ехала в сторону Бийска, и его почти сосватали, узнав, что он не женат, к тому же говорит на столь понятном языке… На какой-то момент Ришат замешкался, проходя процедуру досмотра, а когда вернулся – красавицы и след простыл… Он гнал свой байк вниз по Чуйскому тракту в надежде снова увидеть ее, но так и не смог догнать, и пришлось заночевать на развилке в Туэкте.
После Чуйского тракта и Ташанты, после короткой прогулки по Монгольскому Алтаю он решил на обратном пути завернуть в Уймонскую долину, чтобы увидеть – хотя бы издалека - легендарную Белуху. Но об этом, пожалуй, в другой раз.
По просьбе портала «Хан-Алтай» гостя сопровождала в поездке по Алтаю фотограф Аня ВАСИЛЕНКО (на снимке).