В конце октября — начале ноября в эфире появился двухсерийный фильм «Олег Хорохордин: как сделать Алтай сильным!» (именно так, с восклицательным, а не вопросительным знаком) — и это значит, что сила у нас уже есть. В чём же эта сила, брат?
К 1-й серии есть расшифровка: «Образование, культура, патриотизм». Главный герой PR-проекта сообщает, что вверенный ему регион занимает уже 4-е место в стране по темпам роста заработной платы. Правда, неясно, почему тысячи жителей республики уезжают на Сахалин, и не только туда.
Потому что негде отдыхать, размышляет по этому поводу Олег Леонидович и рассказывает, как при нём стали решаться проблемы организации досуга. И вообще, бедность и безработица за 3 года его губернаторства существенно снизились. Cейчас в республике числится 6 тысяч безработных, рассказывает глава. Много это или мало?
Благодаря тому, что на ВК «Манжерок» строится сейчас новый корпус для VIP-туристов, у нас скоро появится 1500 новых рабочих мест, а когда фешенебельный отель заработает на полную мощь, там будет уже 2500 рабочих мест, такой вот масштаб. Логика тут проста: два-три Грефа на республику — и никакой тебе безработицы!
Правда, остаётся вопрос: почему на турбазах и в гостиницах, которые принадлежат иногородним, работают тоже иногородние? Прямого ответа в размышлениях Хорохордина нет, но ближе к концу 1-й серии высказывается заманчивая мысль: к нам в республику будут скоро съезжаться IT-специалисты… не только со всей России, но также из других стран. И в подтверждение такого прогноза он увлеченно говорит о новых «креативных пространствах» в Горно-Алтайске, который уже подстать Иннополису.
А самое главное: «С патриотической направленностью в республике всё очень хорошо», - уверяет Олег Леонидович в сюжете, датированном 27 октября, после известного заявления сенатора Владимира Полетаева о том, что через полмесяца после объявления мобилизации в Республике Алтай не призвали ни одного человека.
В конце октября в качестве примера, хорошо показывающего «патриотическую направленность» в работе властей, приводится Кош-Агачский район, глава республики охотно позирует в кадре с районным руководством, но как раз в это время в социальных сетях продолжались бурные споры и обсуждения по поводу перекосов при мобилизации, допущенных как раз в этом районе.
Словом, получилась оторванная от реальной жизни картинка для федералов, и поэтому от второй серии ждали большего. Но ее решили назвать почему-то «Туризм и спорт». И как-то так вышло, что в 5-ти важнейших направлениях, которыми славен «Сильный Алтай», не нашлось места сельскому хозяйству и транспорту, перерабатывающим предприятиям, лесной отрасли — вообще реальным производствам. Только бюджетная сфера и индустрия отдыха.
Во второй серии много рассказывается про инвесторов, которые приходят в «недоразвитую», по определению одной из бывших соратниц Хорохордина, Республику Алтай и сразу начинают делать её сильной. А как это получается, рассказывают во второй серии.
Впечатление такое, что без гостей из Москвы здесь будет жуткий расколбас и полная катастрофа. При этом нет даже намёка на то, что федеральные средства на развитие внутреннего туризма могут выделяться не олигархату, вхожему во власть, а напрямую в бюджет республики. Рекреационными ресурсами должны пользоваться все желающие — с этим можно было бы и согласиться, но региональная власть ничего не говорит о причинах, по которым местный турбизнес оказался в загоне.
Об этих причинах на региональном уровне пишут и говорят с разных трибун уже давно, задолго до прихода Хорохордина. Ещё в начале нулевых туроператоры протестовали против тех поблажек и льгот, которые предоставлялись «крупным рыбам». Условия конкуренции должны быть едиными для всех. Но их не услышали.
Республика Алтай была первопроходцем в организации «зеленого» туризма. После дефолта во второй половине 90-х, при массовой безработице владельцы «зеленых» домов показали, как можно организоваться и сообща развивать туризм. Казалось, еще немного — и сельские муниципалитеты оживут, получая хотя бы треть от платежей и налогов в новом бизнесе. Но – не случилось. Вышестоящие органы власти задушили всё на корню.
Говорит ли об этих проблемах нынешний глава республики? Нет, его это не беспокоит. Только крупный турбизнес, только интересы московских олигархов. Только московские мастер-планы для последних, нетронутых уголков алтайской природы. Впрочем, не исключается и другая трактовка его слов, это здесь: