Среди многочисленных рейтингов, которые появляются сейчас по итогам прошлого года, есть и такой: положение того или иного региона среди самых дотационных, по данным за 2021 год. В слайд-шоу, которое предлагает Статистик /чуть ниже/, в двадцатке «самых» вполне ожидаемо оказалась Республика Алтай (в числе еще 13-ти республик Федерации). Там же находится и соседний Алтайский край — с той лишь разницей, что на край с его населением около 2.267 тыс. человек было выделено 19,2 миллиарда, а на республику (221 тыс. чел.) — 9,1 миллиарда.
Путем несложных арифметических действий легко получить 8.470 рублей на каждого жителя соседнего края, и 41.176 руб. на каждого в Республике Алтай (наш показатель — один из самых высоких в стране). Иными словами говоря, условный житель Бийска или Славгорода получил в прошлом году от государства почти в 4,9 раза меньше, чем житель Маймы или Онгудая.
Считается, что Дагестан — самый дотационный из всех российских регионов, но там на каждого жителя приходится около 19.500 рублей по итогам прошлого года. А вот на Чукотке — более 200 тысяч, на Камчатке — 109,4 тысячи, в соседней Туве — 48.400, и следом идёт Республика Алтай (4-й по стране регион, получающий наибольшую сумму дотаций из федеральной казны в расчете на каждого жителя). С одной стороны, комментарии в таких случаях излишни, но все-таки имеет смысл повторить два-три мнения экспертов, которые часто высказываются в последние 20 лет.
В условиях нынешнего «блатного феодализма» (по определению Михаила Делягина), регионы напрочь лишены какой-либо экономической самостоятельности, и та же Республика Алтай в текущем пятилетии не может надеяться ни на что кроме хороших «дорожных денег», которые даёт федеральный центр. Богатейшие рекреационные ресурсы Алтая могут служить для «развития» каких угодно фирм и структур, но только не в пользу регионального бизнеса. Тщательно выстроенная «вертикаль» ведёт к еще большей дотационности и зависимости от федеральной власти: в 1999 году у нас был 31 регион-донор, в 2001- насчитали 25, осенью 2006-го уже 13, сейчас — тоже 13, при этом половину всех поступлений в бюджет обеспечивают 5 регионов — естественно, Москва и 4 «нефтегазовых».
В такой модели экономики бывший регион-донор Калмыкия (по данным 1999 года) может выживать сейчас только за счет федеральных схем, направленных на «делить и отнимать» в отношении ХМАО, Сахалина ЯНАО и других территорий, богатых сырьём. Оптимальных условий для развития бизнеса в Калмыкии теперь нет, и эта республика даёт сейчас наивысший показатель эмиграции, в т.ч. за рубеж. Что же касается Республики Алтай, тысячи ее жителей вынуждены зарабатывать на жизнь в районах Крайнего Севера, на Сахалине, в Москве, Петербурге, Новосибирске и других городах.
На фотографии от zvezdaaltaya.ru – «градообразующая» дорога в сторону Каракольских озёр.