Впервые о проблемах, с которыми сталкиваются наши предприниматели при сотрудничестве с платформой Booking.com, у нас на сайте рассказывалось в мае 2018-го, затем были другие публикации, где кроме безусловных выгод, получаемых с помощью Букинга, перечислялись существенные потери. В частности, упоминалась известная степень «несвободы», и это нашло свое реальное подтверждение.
В конце декабря прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала компанию Booking.com нарушившей п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. Речь идет о фактическом злоупотреблении доминирующим положением на информационном рынке, связанном с предоставлением услуг о средствах размещения. Букинг «навязывал российским гостиницам невыгодные условия договоров», которые обязывали их соглашаться с теми ценами, которые навязывал монополист.
Наши гостиницы и турбазы не имели права указывать цены на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на Букинге. ФАС утверждает, что такого рода действия монополиста ограничивают свободную конкуренцию, ущемляют интересы предпринимателей, владеющих средствами размещения.
«Дело Букинга» показало, по мнению зам. руководителя ФАС России Алексея Доценко, что наш гостиничный бизнес зависит от этой компании, и любое ее действие чревато вмешательством не только в коммерческую деятельность отельеров, но и влияет на выбор потребителей. Вот почему важно пресекать такого рода антиконкурентные практики, привязывающие к своим услугам большие группы потребителей, лишенных возможности получить те же услуги у других участников рынка.
ФАС направляет в адрес Booking.com предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. В свою очередь, пресс-служба интернет-компании выразила свое разочарование по поводу решения ФАС. После ссылок на «значительный ущерб» по причине эпидемии коронавируса и слов сочувствия, адресованных всем участникам туриндустрии в нынешние «непростые времена», в Booking.com попытались объяснить природу своих действий.
Партнеры, бесплатно рекламирующие свои объекты на Букинге, пользуются услугами компании, которая осуществляет перевод их контента на 44 языка, но эти услуги ими не оплачиваются — как и само рекламное продвижение на разных каналах. Именно поэтому в Букинге считают справедливым, что клиенты должны указывать у них хотя бы ту же цену, что и на собственных сайтах. Это также помогает избегать явно завышенных цен, полагают в Booking.com, что направлено как раз на защиту интересов потребителей.
Позиция ведущего игрока, таким образом, обозначена – а как это скажется на дальнейших взаимоотношениях российских партнеров с Booking.com, пока неизвестно. В интернете уже встречаются мнения, суть которых сводится к тому, что Booking.com тоже сможет присоединиться, в конце концов, к антироссийским санкциям.
На фотографии от apartmentinteriors.ru – в московском офисе Booking.com