Научный сотрудник Алтайского заповедника Мирослава Сахневич на Яйлинском участке обнаружила новое местонахождение бобров — на площади около 20 кв. метров на деревьях видны были характерные для бобров погрызы, сообщил сайт биосферного заповедника.
На Алтае, как и в целом по России, обитает евразийский (обыкновенный, речной) вид бобра.
На территории Горного Алтая популяция этого животного была полностью истреблена в середине XIX века. И лишь только в начале 50-х годов прошлого столетия начались работы по реакклиматизации бобра на Алтае.
«Реакклиматизированные» бобры из верхних притоков реки Лебедь попали в бассейн Телецкого озера в 80-е годы. Впервые следы жизнедеятельности бобра евразийского были отмечены в Алтайском заповеднике в октябре 1988 года: в нижнем течении реки Камга, примерно в 100 метрах вверх по течению от устья был замечен характерный погрыз ивы бобром, а в устье реки обнаружен отпечаток следа этого животного на песчаной отмели.
Через десять лет госинспектор Яйлинского участка Евгений Иванушкин нашел на реке Малый Шалтан, в пяти метрах от его слияния с рекой Камга бобровую плотину около двух метров шириной. А госинспектор Белинского участка Владимир Труляев 31 января 2009 года в долине реки Кыга, в шести км от устья реки на левом берегу обнаружил целую колонию бобров. Тут бобры соорудили плотину длиной порядка 200 метров и высотой в полметра, которой заболотили около 50 га леса, повалили несколько десятков осин и ив диаметром стволов от 5 до 40 см. У осины бобры обнаруженной колонии обгрызали кору, а ветви таскали в образовавшееся озерцо, под лёд. Весь снег вокруг плотины был плотно затоптан бобрами. Это первое сообщение о появление бобров в начале озера, в долине реки Кыга.
В апреле того же года Белинского участка Александр Пономарев отметил следы жизнедеятельности бобра в устье реки Кыга - характерные погрызы деревьев и следы на песке. В июне 2011 года научный сотрудник Елена Горбунова вместе с госинспектором Белинского участка Владимиром Труляевым обследовали местообитание бобров в долине реки Кыга. На 6-ом километре от устья на левом берегу реки в 150-200 метрах от берега вглубь леса они нашли построенную бобрами плотину, их хатку и характерные следы погрызов на деревьях.
В апреле прошлого года госинспектор Белинского участка Михаил Кунгуров около устья реки Боскон (кордон Челюш) видел бобра, который «таскал по воде осиновый сучок, около берега по озеру» - это первая встреча бобра в районе кордона Челюш.
Таким образом, делают вывод сотрудники Алтайского заповедника, бобры активно занимают подходящие для них места обитания не только в соседних к заповеднику территориях, но и по берегам Телецкого озера.
Кстати, среди специалистов до сих пор ведутся споры о том, насколько положительно или отрицательно может оказывать влияние жизнедеятельность бобров на окружающую среду. Не случайно возник и употребляется специальный термин «бобровый ландшафт» - настолько бобры в месте своего жилья способны изменить всю прилегающую природу. Поэтому, по мнению ученых, расселение бобра нуждается в современных научных исследованиях. Ведь бобр, несмотря на кажущуюся простоту вида совсем необычный вид. Об этом свидетельствуют многие до сих пор неразгаданные «загадки». Так, остаётся не до конца выясненным вопрос, как бобры распределяют между собой обязанности при коллективной работе. Они могут работать как коллективами, так и в одиночку. Но и коллективы, и независимые строители действуют по всеобщему плану, абсолютно точному и продуманному до мелочей.
Фото: аltzapovednik.ru.