Накануне старта предвыборных кампаний в регионах России, руководитель ЦИК Владимир Чуров заявил о высокой конкурентности на предстоящих выборах в единый день голосования 14 сентября. Высококонкурентность г-н Чуров подкрепил рекордными, по его данным, цифрами. К участию в выборах допущено 63 партии, а кандидатами на различные должности – от главы муниципалитета до депутата и губернатора – зарегистрировано более 111 тыс. граждан.
Напомним, что выборы в различные органы власти пройдут практически во всех регионах России, включая Крым и Севастополь, за исключением Ингушетии. Всего в выборах, по оценкам избиркома, в голосовании примут участие порядка 50 миллионов избирателей, а на агитацию в СМИ кандидаты потратят в целом около 1 млрд руб.
Портал «Клуба регионов» задался вопросом - конкуренция на выборах: миф или реальность?
Оказалось, что политологи убеждены, что реальной конкуренции в России практически нет: ее уничтожают, начиная от отсеивания наиболее опасных для действующих руководителей соперников, заканчивая электоральной инженерией на выборах. Эксперты полагают, что, за исключением лишь нескольких кампаний в регионах, можно говорить лишь о формальной конкуренции, поскольку представителей разных партий и политических течений к участию в выборах, хотя и после согласования с властями, все же допускают.
Чуров глубоко заблуждается
Дмитрий Нечаев, доктор политических наук, главный редактор газеты «Экономика и жизнь»: «Чуров глубоко заблуждается, заявляя о высоком уровне политической конкуренции. Ему стоило бы съездить в регионы и встретиться с экспертным сообществом. Эксперты в абсолютном большинстве случаев признают выборы неконкурентными. А если и есть в каких-то регионах конкуренция, то она крайне усеченная. Эти выборы проводятся либо в интересах действующих губернаторов, либо ставленников федерального центра».
Выбирать не из чего и некого
Политолог, общественный деятель, председатель «Движения развития» Юрий Крупнов: «Мне кажется, заявление Чурова надо воспринимать в том смысле, что любые выборы, которые состоятся, – это уже большое счастье. Но в итоге оказалось, что даже если будет десять кандидатов и если Кремль вдруг решит добавить на выборы перчинки в виде Навального, то, по существу, ни с точки зрения результатов выборов, ни с точки зрения последующей деятельности избранного на посту ничего не меняется».
Суррогат плюрализма
Александр Подопригора, политолог, вице-президент консалтинговой компании «Советник»: «Конечно, это псевдоконкуренция, суррогат конкуренции. Понятно, что политические партии просто-напросто обязаны участвовать во всех выборах, иначе они рискуют своей лицензией. Это не политическая борьба, это политическая конкуренция. Это просто внутриэлитный межклановый торг за мандаты, за участие в распределении ресурсов. А «Единая Россия» в этом плане превратилась в политическую ширму для этого политического торга».
Надежда не потеряна
Евгений Минченко, политолог, директор Международного института политической экспертизы: «Я думаю, что можно говорить о нескольких заметных конкурентных кампаниях. В первую очередь я бы выделил Красноярский край, я бы даже не исключил вероятность второго тура на выборах губернатора. Интересный эксперимент проходит в Оренбургской области, где не представлена ни одна из парламентских политических партий, и там будет интересно понаблюдать за результатом, который в их отсутствие получат кандидаты от непарламентских партий. Интересная, на мой взгляд, кампания в Мурманской области, где зарегистрирован эсер Александр Макаревич, который позиционировал себя как главный оппонент Марины Ковтун. Интересная кампания может быть в Астраханской области. Еще я добавил бы Республику Алтай. Там может быть не то что конкурентная кампания, но неожиданно низкий результат действующего руководителя...».