На минувшей неделе «Алтапресс» приоткрыл тайну натянутых отношений между главой Республики Алтай Александром Бердниковым и экс-губернатором Алтайского края Александром Карлиным. Это случилось несколько лет назад при выяснении вопроса, связанного с оплатой транзита электроэнергии в Горно-Алтайск и дальше по тем проводам, которые тянутся по территории края. А выяснилось это в начале ноября на одном из заседаний краевого правительства.
Новый губернатор Виктор Томенко (на снимке) изучил проблему и дал обещание решить ее аккуратно. Для всех очевидно, что электроэнергия к южному соседу может поступать только по сетям, которые проходят по территории края, и тянуть новые ЛЭП, скажем, из Хакасии было бы разорительно. Но мало кто знает, что расходы по доставке электричества в Горный Алтай до 2016 года полностью включали в тариф «Алтайэнерго» (один из филиалов «МРСК Сибири»). А оплата тарифа фактически возлагалась на потребителей в Алтайском крае.
Может, всё так и продолжалось бы, но осенью 2014-го цены на электроэнергию для учреждений и предприятий достигли баснословных отметок. Краевым властям пришлось ставить перед тарифным ведомством непростую задачу: избежать роста цен на электроэнергию для бюджетных организаций и бизнеса. Но краевое управление по госрегулированию цен и тарифов могло повлиять только на часть итоговой цены — к примеру, на тариф при передаче энергии. Так и поступили: из «краевого» тарифа на 2016 год вычеркнули расходы на транзит до Горно-Алтайска и дальше: в общей сложности «навесили» на соседей около 180 млн рублей.
Понимая, что отношения между «двумя Алтая», и до этого не очень-то радужные, стали после этого еще хуже, нынешний губернатор Виктор Томенко предложил подойти к проблеме более конструктивно. Известно, что решение краевого управления по тарифам с самого начала не нашло поддержки в антимонопольной службе. Следуя букве закона, представители ФАС поддержали монополиста в лице «МРСК Сибири». В свою очередь, краевые власти обратились в арбитраж с требованием признать решение ФАС незаконным и необоснованным.
В суде стороны соглашались с тем, что электричество подают в Горный Алтай по сетям Алтайского края: в 2014 году, к примеру, было подано 566 млн кВт-ч. Соглашались и с тем, что транзит требует расходов, и они должны отражаться в тарифах. Но кто должен платить за транспортировку?
Понятно, что электричество передается соседям по проводам, принадлежащим «МРСК Сибири» («Алтайэнерго»), но распределяется оно всем потребителям опять-таки по сетям «МРСК Сибири» (только уже через Горно-Алтайский филиал).
Реформы Чубайса в энергетике привели к тому, что филиалы одной и той же компании, лишенные возможности осуществлять платежи друг другу, переложили всё это на головную компанию в лице «МРСК Сибири», которая должна платить самой себе за услуги, оказанные самой же себе. Абсурдность ситуации еще и в том, что Законом нигде не прописано установление тарифов взаиморасчетов между филиалами одной компании. Исходя из этого, арбитражный суд первой инстанции посчитал аргументы представителей ФАС более убедительными и отказал краевому ведомству по тарифам.
Но суды продолжались, и в конце концов исключение затрат из «краевого» тарифа и их возложение на потребителей соседней Республики Алтай признали правомерным и обоснованным. Верховный суд тоже поддержал позицию краевого руководства, что и вызвало недовольство со стороны руководства Республики Алтай. Почти как в истории с Газпромом, который никак не может договориться с Украиной по поводу транспортировки газа на Запад через ее территорию.
Говоря о возможных путях выхода из тупиковой ситуации, Виктор Томенко констатировал: поскольку оба региона отказываются оплачивать затраты на транспортировку энергии, их несет «Алтайэнерго». Затраты немалые: уже около 200 миллионов рублей в год; но потребителей в Республике Алтай тоже надо понять: электроэнергия у соседей итак дороже, чем в крае.
Как быть? Виктор Томенко предлагает создать специальную рабочую группу, с участием представителей «МРСК Сибири», краевых и республиканских властей. И, конечно, с участием федеральных структур найти в конце концов выход из нынешнего тупика. Но он предлагает «делать это аккуратно». А что понимать под «нормальным форматом добрососедских взаимоотношений», о котором упоминает губернатор края, догадаться нетрудно. Уже при первой встрече с главой республики Александром Бердниковым новый губернатор края предложил сообща работать над проектами в области туризма. И, похоже, цена вопроса для начала — около 200 миллионов в год в пользу края.