В романе Мураками «Охота на овец» есть эпизод, когда главный герой общается с таинственным незнакомцем, и тот обращает внимание на любопытный исторический факт: овец на протяжении веков и тысячелетий в Японии не знали. В стране рисоводов и рыбаков современники афанасьевцев, обживавших Алтай, сформировали собственную неповторимую культуру периода Дзёмон, и эта культура была далека от кочевых традиций.
Были бы интересны герою романа находки алтайских археологов в поселении афанасьевской культуры Ниж. Соору в центральном Алтае? Группа профессора АлтГУ Алексея Тишкина обнаружила во время летних раскопок зубы животных, которые принадлежали домашним овцам, возраст которых можно отсчитывать от 3300–2900 гг. до н.э. И, похоже, это самые первые овцы из всех, которые были одомашнены на Алтае.
Результаты исследований — в журнале Archaeological Research in Asia. На помощь ученым их Барнаула пришли коллеги из Германии, и сообща удалось определить возраст овечьих зубов, обнаруженных на берегу одного из притоков реки Каракол. Как и предполагалось, в эпоху энеолита в Нижнем Соору паслись первые домашние овцы, поскольку диких форм этих животных на Алтае в то время не знали. При анализе пяти образцов возрастом около пяти тысяч лет было подтверждено: это действительно зубы овец, и они принадлежат самым первым из домашних овец, которых разводили афанасьевцы.
В конце IV тысячелетия до н.э. на Алтай переселились, как известно, племена европеоидов, первых скотоводов на территории Сибири. Археологов поначалу интересовали больше погребальные комплексы Афанасьевской культуры, а их быт оставался малоизученным. Находки в Нижней Соору помогают установить точку отсчета для распространения домашних овец сначала по Алтаю, а затем и на сопредельных территориях.
Рассказывая об этом в интервью для «Науки в Сибири», профессор Алексей Тишкин поделился планами проведения дополнительных работ на поселении Нижняя Соору. Важно не только получение дополнительной информации о первых домашних овцах, об особенностях их разведения и рационе питания афанасьевского населения, но и предстоящая работа по сохранению и защите уникального археологического памятника от интенсивного разрушения.
Прежде ученые изучали кости гигантских овец эпохи ранней бронзы, обнаруженные в культурных слоях в степном Алтае. Собранные материалы будут сопоставляться с новыми результатами, полученными в Нижней Соору. Одновременно археологи смотрят, как шли процессы одомашнивания и использования лошадей в то далёкое время. Их фрагменты неоднократно встречались на стоянках Афанасьевской культуры, но комплексных исследований до сих пор не было. По одной из гипотез, афанасьевцы могли кормиться за счет охоты на диких лошадей, но вполне возможно, что их уже одомашнивали.
До сих пор считалось, что первая домашняя лошадь появилась на севере современного Казахстана между 3700 и 3000 годами до н.э., как раз в одно время с пиком расцвета оседлой культуры Дзёмон (по другим гипотезам, лошадей стали разводить на юге Урала и в степях Украины). Коневодство так или иначе всегда было связано с разведением овец, чабаны не были пешими — а что появилось раньше? Над этим вопросом продолжают думать в том числе алтайские археологи.
Ovis ammon ammon, представленный на фотографии от Сайлюгемского национального парка, вполне может оказаться первопредком домашних овец.