С начала года на страницах газеты «Постскриптум» опубликована серия очерков журналиста Николая Витовцева об утраченных связях и контактах афонских старцев c монахами-собратьями на Алтае. Икона Пресвятой Богородицы, отправленная осенью 1909 года со Святой горы на Афоне, по воле Божьей осталась в Болгарии и больше ста лет хранила тайну, о которой первым сказал болгарский исследователь Валентин Василев.
Его заинтересовала надпись на оборотной стороне иконы: «Мати Божiя, спаси Царя и Гасаю и Алтай и сохрани и укрепи Православье и Самодержавiе!» Кем был Гасая, к которому были обращены молитвы святогорских пустынножителей? В монастырях на святом Афоне складывалось в начале ХХ века воинское монашеское братство, в которое входили в недавнем прошлом военные разведчики и боевые офицеры. Афонский монастырь перед началом Первой мировой войны оставался форпостом православия в Западной Европе, и монахи никак не могли быть сторонними наблюдателями по отношению к событиям на Востоке.
Алтай переживал в начале ХХ века период Реформации, связанный с возрождением буддизма, и после бегства Далай-ламы из оккупированного англичанами Тибета местом его убежища мог стать Алтай, где в это время ждали возвращения Ойрот-хана. 1909 год был переполнен событиями, так или иначе связанными с Тибетом и Алтаем, и на их фоне отправленная со святого Афона на Алтай икона Пресвятой Богородицы была знаковой для того времени.
Имена алтайского богатыря Кезера и героя русских былин Казарина вполне могли быть связаны с доисторических времён, утверждал исследователь сибирских древностей Г.Н. Потанин, и имя «сына Неба» монгольских героических сказаний — Гэсэра или Гесара — восходило к тому же первоисточнику. Легенды и предания о половецком князе Казае и алтайском Керей-хане, известном больше под именем пресвитера Иоанна, сопоставляются в очерках с легендой о Беловодье, которое искал на Востоке о.Сергий по благословению старцев Святого Афона.
Надпись, упоминающая на иконе Царя, таинственного Гасаю и Алтай, по всей вероятности, была обращена к «сыну Неба» в восточной христианской традиции, берущей свое начало с византийских времён, когда Алтай был христианским — как, впрочем, и города Средней Азии. Другие подробности — в очерках, которые сохранены в PDF-файлах и находятся в электронном архиве газеты «Постскриптум» (2016, №1, 7, 9 и 11).
На иллюстрациях – «Гэсэр-хан» Н.К. Рериха и алтайский Кезер в Национальном музее имени А.В. Анохина.