Есть старая поговорка: «Копоть в кузнице останется, а народу чудо явится». Прочность и красота воистину чудесно сочетается в кованых изделиях, которые веками служат людям. Любуясь изящными изгибами металлических оград, мы редко задумываемся о том, как, и кем, они создаются. Мастер по художественной ковке Алексей Домашев из Маймы – один из тех, кто овладел древним искусством кузнечного ремесла, нашел общий язык с суровым железом. Он как никто знает, как рождаются металлические кружева - из черной гари и смога, из каторжной работы, которую любишь до фанатизма.
В кузницу к Алексею я пришла можно сказать «на огонек». Первое, на чем остановился взгляд – это пламя, которое мирно горело в горне. Огонь заворожил, и я не сразу заметила самого мастера, он с пониманием улыбнулся:
- Многие, приходя сюда, сначала останавливаются у огня, на него можно долго смотреть. Есть нечто магическое и в самом процессе ковки, я замечал – люди с неподдельным интересом наблюдают за кузнечной работой.
Словно в продолжение своих слов он взял металлическую заготовку, накалил ее докрасна, сделал несколько ударов молотом, загнул прут и получился узор. Так в сильных руках кузнеца безликий и грубый металл превращается в произведение искусства.
За уже почти два десятка лет кузнечной практики ему приходилось мастерить банные печи, гаражные ворота – обычные вещи, которые дают заработок, и не более. Но, если ты однажды сковал по своему проекту, с нуля, розу, ажурную решетку, арку, канделябр, громоотвод… Если ты почувствовал в себе художника, творца, способного ваять из металла, то здесь заработок вообще отходит на второй план, появляется что-то другое, что дает крылья, но и заставляет жертвовать многим.
- Всегда есть желающие попробовать себя в профессии кузнеца, но выдерживают немногие. Тяжелые у нас условия. Обычно человека на месяц-полтора хватает, не больше, - рассказывает Алексей Домашев.
Постоянная гарь, пыль, едкий дым и искры сварки, тяжелые физические нагрузки - только таким путем можно постичь секреты огня и металла, и это путь избранных.
- Я уже не первый год ищу себе ученика, жалко, если опыт пропадет в никуда, - делится мастер.
Когда-то он и сам был учеником. Знания ему передал известный в республике кузнец Борис Костин, который в лихие девяностые, когда все разваливалось, открыл свое производство «Металлические кружева». Он был первым в регионе, кто занялся этим ремеслом всерьез, последователи появились уже потом. В 1997-м, после армии, Алексей искал заработок, пришел к «дяде Боре» подкалымить, и как-то сразу прикипел к кузнечному делу.
- С первых дней меня захватил процесс ковки, я работал допоздна, не мог остановиться. И сейчас в кузнице часов не замечаю, - говорит А. Домашев.
Сноровка пришла к нему не сразу. Он вспоминает, как с непривычки, от работы тяжелым молотом до невозможности уставала и болела рука. Приходилось подолгу отрабатывать точность удара, чтобы подчинить себе грубый материал.
- Нужно вникнуть в суть самого процесса ковки, тогда начинаешь чувствовать металл, он становится пластичным, послушным, как пластилин, - делится кузнец.
Потом он открыл в себе художника. Рисовать особо не умел, первое время работал по эскизам своего наставника, а с опытом потянуло к творчеству. В его воображении возникали цветы и кружева, причудливые узоры, которые он начал переносить на бумагу, а потом воплощать в металле. Работами А. Домашева стали интересоваться люди, появился спрос, пошли заказы. Он не ищет клиентов через рекламу и объявления, его находят сами. Алексей признается, что без заказов сидеть не приходится.
- Сейчас клиенты стали более требовательными, все хотят чего-то неповторимого, чтобы такого больше ни у кого не было, - говорит наш собеседник.
Работа Алексея всегда эксклюзивна уже потому, что работает он традиционными методами, используя только ручной труд. По мнению мастера, только таким образом можно создавать исключительную по красоте и прочности продукцию.
- У нас есть свои принципы, мы не пользуемся станками для холодной ковки, которые позволяют гнуть металл быстро и без нагрева. Сейчас многие работают на поток, на упрощение, но это не наш метод. Когда куешь вручную, каждый завиток через руки проходит, качество и вид у такого изделия совсем другой - констатирует Алексей. Он выдерживает небольшую паузу и добавляет:
– Люблю свое ремесло за то, что чувствую себя в нем свободным. Обычно мы переговорим с клиентом, он выскажет свои пожелания, а остальное зависит от меня… После выполненной работы на душе теплеет от мысли, что своими руками создал эту красоту, которая простоит десятки лет.
Алексей вспомнил, один из наиболее памятных заказов в своей профессиональной биографии. Когда ему пришлось ковать для храма, возведенного на острове Врангеля. Деревянная церковь сейчас стоит на кусочке земли в Северном Ледовитом океане, все ее металлическое оформление – ставни, забор, дверные ручки, изготовлены майминским мастером. Он мечтает побывать на том острове, посетить церковь, которая хранит частичку его труда.
- Говорят, там вокруг одни льды да белые медведи… - задумчиво произносит мастер.
Отвечая на вопрос о том, какие еще интересные заказы приходилось делать, он лишь улыбается: «Сделано много, всего не перечислишь». Не без вклада местных кузнецов годами преобразовывался внешний вид нашей республики. Черное кружево городских оград, чаша фонтана в центральном парке, мостовые перила, и многое-многое другое создавалось Алексеем Домашевым и другими местными демиургами, которые прошли через кузнечную «школу» Бориса Костина.
Творческих планов у нашего героя тоже - громадье, хватило бы сил да здоровья Но, почему-то верится, что все у него получится.
Три факта о кузнецах
1. В культурах многих народов кузнец имел особый сакральный статус. Работникам наковальни, как и шаманам, приписывали магические способности. Человек, наделенный даром обработки металла, считался богоизбранным, которому покровительствуют духи огня.
2. Есть легенда, что в стародавние времена кузнецы разжигали огонь при помощи гвоздя. Мастер стучал по нему молотом, гвоздь накалялся, солома вспыхивала.
3. В кузницах всегда царит полумрак. Почему? А потому, что мастер узнает степень каления металла по цвету, и в этом ему помогает темнота.