- Татьяна, смена художественного руководителя была неизбежна, на ваш взгляд? Как отнеслись к новой должности?
- Факт смены художественного руководителя обусловлен тем, что было немало пробелов и недочетов в работе театра. На сложившуюся сегодня обстановку здесь повлияли разные факторы, поэтому однозначно оценивать ситуацию сложно. Эмма Александровна Иришева, пять лет отработавшая в этой должности, – хороший режиссер. Совмещать художественное руководство и режиссерскую деятельность, административные и творческие дела очень тяжело. Сегодня она остается главным режиссером театра. Каждый, кто становился художественным руководителем здесь, старался в работу вкладывать душу. Весомость этого вклада, возможно, легче оценивать со стороны.
Если говорить о моем назначении, то определенные предпосылки сыграли свою роль. На предложение о должности худрука согласилась, не раздумывая: я была одной из кандидатур, которые выдвинул на обсуждение коллектив, и он же поддержал меня. Нескромно говорить о себе, но, в принципе, считаю, что могу принять эту ответственность и со временем в делах, в конкретной работе проявить себя.
Пять лет назад с красным дипломом было окончено Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Пять лет работы в театре, не считая декретного отпуска. Параллельно в Школе искусств «Адамант» как педагог дополнительного образования я вела на протяжении четырех лет свою театральную мастерскую «Фаворит» – в ней занималось достаточно много детей разных возрастов. Есть наработки в этом направлении. Скоро мои дети, которые уже получили аттестат, будут в 2015 году пробовать поступать в «Щепку» – планируется третий набор от республики. Есть программа на три года, которую я написала специально для театральной мастерской. «Фаворит» участвует в конкурсах разного уровня, старается занимать призовые места. Если продолжать о творческой стороне, то вспоминается и моя постановка новогодней интермедии в театре. Это пробная, экспериментальная вещь в режиссерском плане.
Также в следующем году я оканчиваю заочно академию госслужбы – думаю, что освоенная теория мне пригодится на практике и в деятельности худрука. Вполне вероятно, впереди еще заочная учеба на режиссера в ГИТИСе – это решение министерства культуры. Поскольку дел много, все надо скомпоновать, чтобы работалось эффективно. Нужно сейчас заниматься документацией, наладить новый режим работы, определиться с творческим коллективом.
- В день вашего назначения вы играли в премьере «Старший сын» А.Вампилова в постановке Виталия Перчика. Как себя чувствовали на сцене? Волновались?
- Да, так совпало, что в этот день я играла на сцене. Можно сказать, что это дебют после декретного отпуска. Роль такая хорошая, весомая. Когда были репетиции, полностью эмоционально погружалась в образ, получала от работы большое удовольствие. Мои коллеги отзывались одобряюще. Но в день премьеры у меня были сумбурные мысли, видимо, потому что с утра было собрание и назначение. Напряжение и волнение сказалось на самоощущении во время спектакля. Но, уверена, что все задуманное режиссером получилось! Сейчас будем спектакль обкатывать, чтобы он жил дальше.
- Одна из ведущих проблем в театре – «нехватка» сцены для репетиций. Что думаете по этому поводу?
- Мы, молодое поколение актеров, не застали те времена, когда театр «принадлежал» театру. И это было достаточно долгое время, актеры старшего поколения его помнят. Мы, наверно, более лояльно смотрим на сегодняшнюю ситуацию. Так как это очень большое здание, его нужно содержать. У нас всего 67 штатных единиц. Мы сами решаем творческие и административные вопросы. Дирекция обслуживает здание театра. В любой ситуации, считаю, можно найти компромисс, правильный подход к решению проблем. Когда одна сторона не слышит другую, взаимодействия не происходит, возникает ощущение стены. Каждый, в конце концов, видит свою правду.
Мне кажется, в данное время нужно научиться слушать друг друга. Вражда здесь постоянно какая-то, кто-то чего-то делит – я считаю, что это неправильно. Люди со стороны думают, что тут полная неразбериха. На мой взгляд, важно договариваться. Да, увы, нет возможности получить сцену в полное распоряжение. Да, мы зависимые люди, и надо репетиции подстраивать под определенное время. Если это правильно сделать, то будет работа, и не будет конфликтов.
- Интересны ваши мысли начет репертуарной политики.
- Это все делается совместно. С главным режиссером и коллективом. Дальнейшая наша работа будет коллективно обсуждаться, мнение каждого будет услышано. Любой организм – это слаженность работы всех органов, всех процессов. В театре так же. Когда выпадает кто-то из спектакля, работа рушится. Так и здесь. Мы все должны взаимодействовать друг с другом.
Все, что заложено в план этого года Эммой Александровной, я должна доработать до конца. С 2015 года все начнется с чистого листа. И в этом году у меня есть свои идеи, которые хотелось бы привнести в работу театра, но пока не понимаю, реально ли это. Должно пройти время, чтобы прояснилось, насколько это можно воплотить в жизнь. Каждое озвученное мною слово в данный момент должно быть аргументировано. Я должна отвечать за свои слова. Многие думают, что если человек занимает должность худрука, то он в состоянии выполнить любое обещание. А по факту иногда бывает наоборот. Поэтому хочу относиться к своим словам взвешенно. Все должно решаться с коллективом.
- Совершенно очевидно, что роли для вас уйдут на второй план. Вы к этому готовы?
- Понимаю, что процентов 80 моей работы будут отданы художественному руководству. Персонажи и образы уйдут на второй план. Но каждый момент моей профессии я буду внимательно изучать и воспринимать. Думаю, что забрасывать сцену не стоит, иначе какое тогда может быть художественное руководство? Да, худрук должен заниматься своими прямыми обязанностями, но я постараюсь на все обращать внимание. Когда ты хорошо подкован в любой области, слабых мест для «уколов» меньше.
- Ближайшие планы театра…
- Мы недавно ездили в Кош-Агач со спектаклем «Туба» по Л.Кокышеву, поставленным Э.Иришевой. Он прошел «на ура». Скоро повезем постановку «Алан» Э.Палкина, режиссированную Н.Паштаковым. Потом в городе будет закрытие театрального сезона, а дальше покажем все новые постановки по республике. Осенью намечаем юбилейную работу для Заслуженной артистки РФ, актрисы И.Е. Охриной.
Очень хочется, чтобы зритель о нас чаще вспоминал. Как сказал недавно режиссер и актер Виталий Валентинович Перчик, самое страшное для актера - когда нет зрителя. Мы живем только для зрителя, и всегда ждем его!