Зэки согласились взяться за эстетическое воспитание жителей Горно-Алтайска

Екатерина Сергеева
01.12.2013

Просмотров:

2117


«…Там лес и дол видений полны…» Да, видений, несомненно, сказочных - как в главном парке Горно-Алтайска. Появившиеся в начале осени деревянные скульптуры ныне уже грязны и малопривлекательны. Обнаженная персона женского пола от отчаяния схватилась за голову. Грудь деревянной девушки вовсе не бела. Да и остальное тело тоже. Кто очернил? Рядом стоящий царь Дадон с птицей на голове, то бишь, петухом, готовым поразить темя старика, всё видел, но молчит. Он тоже такого же несвежего «виду». Баба Яга поодаль умудрилась сохраниться лучше. Лесовичок, или как его там (леший знает), усмехается под шапкой снега. Потускнел, но не теряет оптимизма…

Ну ладно, выставили этакую красоту в парке. Положим, как вариант переходного периода. До свежего эстетического прозрения. Ведь к новому фонтану, да еще в «централ-парке», сии видения вовсе не идут. Впрочем, для детворы, конечно, вариант развлекательный. Не спорю. Но очень сомнительно, что это развлекает глаз взрослых прохожих. Ну, если только так – посмеяться над очередным абсурдом.

Опять же, Сад камней. Туда впустили льва и медведя. Они, конечно, трогательны. Лев чем-то основательно напуган и очень жалок. Медведь агрессивен – разинул пасть и показывает зубы. Оба, похоже, давно поняли по взглядам прохожих, что тянут на шедевры антихудожественности. Смирились.

Как долго стоять деревянным пришельцам? Есть ли надежда на то, что когда-нибудь в парке появятся оригинальные скульптуры, национально акцентированные (столица же как-никак!) и исполненные нашими мастерами? Такие вопросы часто задают, наверное, исполняющей обязанности начальника отдела архитектуры городской администрации Тамаре Радченко. Вот что она ответила:

- Эти персонажи сделаны в Бийске, Барнауле и в нашей «зоне», где есть специальный цех, в котором вырезают фигуры. Вопрос о них принимался коллегиально в администрации. По-моему, в парке деревянные скульптуры всех устраивают, и мы слышим много хороших отзывов. Дети с ними с удовольствием фотографируются. Парк стал лучше выглядеть, и в дальнейшем мы хотим продолжать насыщать город подобными скульптурами – они облагораживают его вид.

Вообще-то эти фигуры были предназначены для детских садов, продолжает Т.Радченко, – но не вместились на территории их площадок. Поэтому и появились в парке и в Саду камней. Да, соглашусь, что Лев страшненький. Но пока у нас нет более удачных вариантов, чтоб воплотить нашу идею. За неимением лучшего пусть постоят эти скульптуры. Замечаний от горожан не было. Потом, со временем, заменим их на более красивые, а эти уберем «в кусты». Не считаю, что их стоит подвергать критике. Знаете, какие споры у нас идут на градостроительных советах, когда сразу пять архитекторов выступают с предложениями… Работа кипучая! И мы ищем в этих спорах истину!

А каким видите вы парк и город? У нас есть великолепные художники и скульпторы, которые могли бы воплотить в городской скульптуре высокоэстетичные идеи. С национальным колоритом и без оного. В рамках этно-жанра, который так набрал силу в последние десятилетия, что стал невероятно современным. В многообразии образов, которыми можно было бы восхититься по-настоящему. Что требуется для того, чтобы это произошло? С вопросами обращаюсь к художнику Вячеславу Костину, который входит в градостроительный совет, и вот его мнение:

- На мой взгляд, тот «деревянный стиль», о котором ведется речь, требует открытой детской площадки, – говорит художник. – Эти фигуры можно все собрать и разместить где-то специально для детей. Хотя… даже для детей они могут в эстетическом плане стать антивоспитательными. Для «украшения» города они, конечно, не годятся. Среди них есть интересные скульптуры. Царь Дадон, например. Но одно надо понять: пень есть пень. Про льва и медведя лучше промолчать – так они неудачны.

Мэр города, Виктор Александрович Облогин, некогда предлагал воплотить для города идею с «корнями» деревьев. Предполагалось, что можно было бы использовать причудливые фрагменты деревьев, в которых можно увидеть некие образы. Перед художниками в этом случае стоит задача – завершить работу природы, которая сама выдумывает невероятной красоты вещи. Профессионалы в таких случаях очень тонко используют природный материал.

Был он на острове Бали… Видел удивительные по оригинальности скульптуры их мастеров, которые выставлены на территории отеля и в нем самом. В художественном и эмоциональном отношениях они произвели очень сильное впечатление! Да, деревья там экзотических пород, иногда с широченными в диаметре стволами. Впечатлили причудливые огромные коряги, которые только тронуты художником, благодаря чему в них проявились умело обыгранные художественные образы. Видел огромный пень с массой корней, с мелкой резьбой, которую хочется бесконечно разглядывать. У нас на Алтае, конечно же, тоже можно найти интереснейший природный материал. В Иогачском леспромхозе, например, встретились мне как-то крупные перевитые корни, которые можно было бы удачно использовать в деревянной скульптуре.

Конечно, сколько мнений, столько и взглядов на вещи. Вопрос о разработке скульптурных городских украшений в нашем городе требует, думаю, обсуждения и контроля. В первую очередь, это могут быть фигуры, знаковые именно для алтайской земли. Идея с «корнями» может быть прекрасно проявлена. Материал может использоваться разный, разумеется, не только дерево.

В результате мы стремились бы к результату, который устроит всех. Очень хочется, чтобы в столице республики появились достойные вещи, которые по-настоящему облагородили бы ее. С чего начинать? Нужна мастерская. Кстати, о такой мастерской для художников тоже не раз уже заходила речь в администрации. Вполне возможно, что работа профессионалов в этой мастерской могла бы превратить ее в культурно-творческий центр, помогающий решить проблему и с рабочими местами, и с обучением тем видам мастерства, которыми там станут заниматься…

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?