Зачем Гелла стала Маргаритой?

Екатерина Сергеева
29.03.2014

Просмотров:

3138

Не было злого звона трамвая, отрезавшего Берлиозу голову, и рыжих волос ведьмы Геллы. Вихревой, суматошный спектакль, с «круговоротом» актерских перевоплощений — на мартовское полнолуние москвичи проиллюстрировали «Мастера и Маргариту» на наших подмостках.



Лично у меня остался вопрос: зачем Гелла стала Маргаритой? В спектакле Московского Независимого театра, прибывшего к нам с гастролями, она, видимо, вынуждена была ею стать. Сначала очень красивая актриса Яна Кузнецова играла Геллу, затем, едва простившись с интонациями прежней героини, — Маргариту. Или Яне Кузнецовой, игравшей Маргариту, не надо было сначала изображать Геллу, или Ольге Кабо, заявленной в афише, стоило всё же приехать.

Явление Маргариты в романе, от первых шагов ее как земной женщины – до отчаянного ведьминского полета – необходимое чудо. Иначе как показать, что сила любящей женщины бывает сверхъестественной. Маргарита несет своим сердцем символ женской любви, в которой никто никогда не захочет усомниться. Булгаков создал ее по образу и подобию возлюбленной своей, и очень хорошо понимал, что делал. «…Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?..» Так хотелось, чтобы страницы романа о любви героев сохранили в спектакле свой трепет. Но если он и был, то мимолетен, едва приметен.

У каждого своя Маргарита и свой Мастер. И московский театр представил нам лишь одну из сценических вариаций романа, который невероятно пространственно объемен и сложен для театральной интерпретации в принципе. Мастер (заслуженный артист России Владимир Филатов) перевоплощался в Иешуа, из Иешуа – в Мастера. И это было понятно. Меняли на ходу роли и другие актеры. Но мне было жаль «своей» Маргариты, которая так и не явилась ко мне в этом спектакле, несмотря на очень старательную игру единственной актрисы.

Было шумно, получилась такая «шалалула», как выразился один из зрителей. Когда по сюжету начался бал у сатаны, в зрительном зале включили свет на вопрос Маргариты «А где же гости?» и… осветили публику, которая смотрела спектакль крайне внимательно, кажется, не шелохнувшись. Перед спектаклем запретили фото- и видеосъемку, назвав эксклюзивом предстоящее на сцене действо.

 

«Вообще «Мастер и Маргарита» не особо охотно поддается постановке. Не так-то это просто — внести довольно крупное произведение в рамки спектакля. Задачу усложняют тесно-тонкое переплетение сюжетных линий, да и вообще роман сам по себе окутан мистическим ореолом. Режиссер Валерий Белякович не побоялся осуществить постановку Михаила Булгакова. Необычно, оригинально, блестяще… Самый знаменитый роман Булгакова наконец-то ожил на сцене. Причем театральная версия, поверьте, оказалась не менее впечатляющей, чем сам оригинал...» — так сказано в аннотации к спектаклю на сайте Московского Независимого театра. «Не менее впечатляющей» — это, конечно, вряд ли возможно. Впечатлившись умопомрачительной живостью игрой актеров и сцен, я ждала чего-то важного. Ждала…

Но всё же оригинальна стремительная, продуманная трансформация образов, словно страницы романа листает быстрая рука, а взгляд останавливается на эпизодах, которые хочется перечесть. «Попадание в яблочко» Михаила Гудошникова, играющего поэта Бездомного. Виртуозная игра Сергея Миляева. Знакомый исполнительский стиль народного артиста России Владимира Стеклова (Воланд). Мастер в исполнении Владимира Филатова получился гораздо бодрее и крепче своего литературного персонажа, и очень интересным. То же самое можно сказать об Иешуа, которого играл тот же актер…

«За мной, мой читатель, и только за мной…» – торопил Булгаков. И вот уже зрители расходятся после спектакля. Трехчасовой «сеанс театральной магии» окончен. Москвичи, приезжайте снова!

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?