Лично у меня остался вопрос: зачем Гелла стала Маргаритой? В спектакле Московского Независимого театра, прибывшего к нам с гастролями, она, видимо, вынуждена была ею стать. Сначала очень красивая актриса Яна Кузнецова играла Геллу, затем, едва простившись с интонациями прежней героини, — Маргариту. Или Яне Кузнецовой, игравшей Маргариту, не надо было сначала изображать Геллу, или Ольге Кабо, заявленной в афише, стоило всё же приехать.
Явление Маргариты в романе, от первых шагов ее как земной женщины – до отчаянного ведьминского полета – необходимое чудо. Иначе как показать, что сила любящей женщины бывает сверхъестественной. Маргарита несет своим сердцем символ женской любви, в которой никто никогда не захочет усомниться. Булгаков создал ее по образу и подобию возлюбленной своей, и очень хорошо понимал, что делал. «…Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?..» Так хотелось, чтобы страницы романа о любви героев сохранили в спектакле свой трепет. Но если он и был, то мимолетен, едва приметен.
У каждого своя Маргарита и свой Мастер. И московский театр представил нам лишь одну из сценических вариаций романа, который невероятно пространственно объемен и сложен для театральной интерпретации в принципе. Мастер (заслуженный артист России Владимир Филатов) перевоплощался в Иешуа, из Иешуа – в Мастера. И это было понятно. Меняли на ходу роли и другие актеры. Но мне было жаль «своей» Маргариты, которая так и не явилась ко мне в этом спектакле, несмотря на очень старательную игру единственной актрисы.
Было шумно, получилась такая «шалалула», как выразился один из зрителей. Когда по сюжету начался бал у сатаны, в зрительном зале включили свет на вопрос Маргариты «А где же гости?» и… осветили публику, которая смотрела спектакль крайне внимательно, кажется, не шелохнувшись. Перед спектаклем запретили фото- и видеосъемку, назвав эксклюзивом предстоящее на сцене действо.
«Вообще «Мастер и Маргарита» не особо охотно поддается постановке. Не так-то это просто — внести довольно крупное произведение в рамки спектакля. Задачу усложняют тесно-тонкое переплетение сюжетных линий, да и вообще роман сам по себе окутан мистическим ореолом. Режиссер Валерий Белякович не побоялся осуществить постановку Михаила Булгакова. Необычно, оригинально, блестяще… Самый знаменитый роман Булгакова наконец-то ожил на сцене. Причем театральная версия, поверьте, оказалась не менее впечатляющей, чем сам оригинал...» — так сказано в аннотации к спектаклю на сайте Московского Независимого театра. «Не менее впечатляющей» — это, конечно, вряд ли возможно. Впечатлившись умопомрачительной живостью игрой актеров и сцен, я ждала чего-то важного. Ждала…
Но всё же оригинальна стремительная, продуманная трансформация образов, словно страницы романа листает быстрая рука, а взгляд останавливается на эпизодах, которые хочется перечесть. «Попадание в яблочко» Михаила Гудошникова, играющего поэта Бездомного. Виртуозная игра Сергея Миляева. Знакомый исполнительский стиль народного артиста России Владимира Стеклова (Воланд). Мастер в исполнении Владимира Филатова получился гораздо бодрее и крепче своего литературного персонажа, и очень интересным. То же самое можно сказать об Иешуа, которого играл тот же актер…
«За мной, мой читатель, и только за мной…» – торопил Булгаков. И вот уже зрители расходятся после спектакля. Трехчасовой «сеанс театральной магии» окончен. Москвичи, приезжайте снова!