— Очень рада, что есть женщины, которые шьют, вышивают – в том числе и старинные наряды. У нас как-то не особенно принято надевать на праздники такую одежду, а жаль... Этот стиль набирает силу, становится модным. Без глубокого знания традиций это будет просто нелепое подражание. Видно, конечно, что в реконструированных костюмах использованы современные ткани, но и это оправдано: во-первых, очень трудоемки аутентичные ткани, во-вторых, нужно отдать должное мастерицам за стремление воссоздать крой нарядов, гармонию цветовых решений. Наверное, все это – любовь. В таком деле без любви ничего и не получится…
Как вышивание стало моим любимым занятием? Всегда этот вид рукоделия восхищал, а однажды одна замечательная женщина из Минска Зинаида Ивановна Зимина подарила мне коллекцию схем славянской архаичной вышивки, и мне очень-очень сильно захотелось, чтобы эта красота жила не только на бумаге, но и на ткани.
Смысл традиционной вышивки – в бесконечном числе повторов одного и того же элемента. Это работа по образцу. Как слова в молитве. В старину вышивали разными техниками: набором, стебельчатым швом. Когда я уже стала различать элементы, то нашла любимую технику. Попробовав набор и гладь, остановилась на вышивке крестиком.
Вышитые салфетки, скатерти, сумки, рушники, пояса... Из всех изделий самым затратным по времени исполнения стал пояс. Вышивка на нем – 2,5 метров. Я его вышивала как ткала. Не думаю, что смогу повторить такую работу…
Орнаменты можно найти в журналах, интернете. Иногда что-то фотографирую, потом пересчитываю в схемы. Зинаида Ивановна Зимина убеждала меня, что мне нужно заниматься именно архаикой. Не у каждого получается. А главное – вышивка должна понравиться, её нужно захотеть выполнить, тогда обязательно получится.
Вышитые мною вещи разлетаются как птицы. Единственное, о чём я прошу, чтобы не лежали в шкафу, дожидаясь особого случая. Когда мне говорят о том, что вышитую мною скатерть берегут для особого случая, я всегда вопрошаю: зачем хранить?! Пусть лежит на столе и жизнь украшает… Я вышила довольно много свадебных рушников, которые мало применимы в нашей современной жизни, но даже их можно доставать и использовать для украшения обеденного стола, не дожидаясь свадьбы дочери.
Традиционно на Руси вышивали нитками, окрашенными натуральными красителями, поэтому на старинных работах, конечно, не найти кислотных оттенков. Я видела довольно старые работы в Белоруссии, в музее Академии наук, в Санкт-Петербурге, в этнографическом музее, видела работы в Архангельской области, у наших старообрядцев в Усть-Коксинском районе. Везде цвета не кричащие, но вполне живые. Заметила, что нет, например, ярко-розовых тонов – натуральные красители всё-таки ограничены. В русской культуре традиционными были белый, красный, черный. Это сочетание мне и в одежде очень нравится. Еще белый, синий, голубой. На юге возможностей красить было больше, поэтому южная вышивка больше насыщена цветами – там появляются коричневый, зеленый…
Многие считают, что вышивка требует особого терпения, и что мастерица обязательно должна обладать таким качеством. И все-таки, думаю, что терпение – это когда ты вынуждена переживать то, что не нравится, а мне вышивать очень нравится, поэтому никаких усилий я над собою не совершаю в этом процессе. Это большое удовольствие и желание создать красоту своими руками…