Мы все, конечно, помним песню про отчаянного шофера Кольку Снегирева, который любил свою трехтонку АМО «как сестренку родную». Но еще крепче Колька любил Раечку — та неслась на зеленом «форде» над Чуей-рекою не хуже Кольки. В чувствах Колька лихачке-зазнобе душевно признался. Однако суровая Раечка поставила условие — буду, мол, твоей, если перегонишь меня в пути. Ой, шутки плохи с дорогой, но что от любви не сделаешь... Так и Колька — рванул за Раей как-то, догнал, да только в «серебристой Чуе» была судьба ему встретить смерть свою — ушла трехтонка под откос прямо в волны реки... Грустная история, что говорить, и дорога для иных фатальна, но именно ею, как подметил Юрий Визбор, глубоко изведавший мудрости долгих дорог, – «штопают ранения души». Куда ж без нее — без родной дороги?! Чуйский тракт для всех живущих на Алтае, любящих Алтай — стал дорогой судьбы. Ему и посвящена открывшаяся в республиканском Национальном театре Всесибирская выставка под названием «Есть над Чуей-рекою дорога...»
Художники Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, Кемерова, Бийска и Горно-Алтайска представили более 200 работ в различных техниках в этой новой экспозиции. Бронтой Бедюров, выступавший на открытии выставки, посетовал, что алтайские художники мало рисуют людей. Всё, мол, пейзажи и пейзажи... Ему на радость и всем, кто любит человека на картинах — работы нынешней темы, посвященной 90-летию официального присвоения Чуйскому тракту федеральной дороги М-52. Тут и строители Чуйского тракта, и ветераны, и жители сел, и Коля с Раечкой из известной песни, о которых, пусть и грустя, мы уже вспомнили. Здесь есть даже деревянный Дед Пихто за авторством бийчанина С.Морозова. Дед Пихто к Чуйскому тракту отношение имеет слабое, но коли уж он занял свое выставочное место, значит, рожден от рук художника, любящего эту дорогу. Из наших мастеров картины выставили Заслуженный художник РФ Игнатий Ортонулов, Заслуженный художник Владимр Чукуев, а также Николай Олчонов, Владимир Ельников и Акча Кыйынов... Чуйский тракт – одна из самых древних дорог России. Путешествия по ней всегда дарят нам великолепие пейзажей, и художники, конечно же, насытили выставку прекрасными картинами природы…
Дорога-легенда… Давайте немного вспомним об истории Чуйского тракта, а помогут нам в этом материалы краеведческого Бийского музея имени В.Бианки, один из отделов которого посвящен как раз ему. История тракта тянется от конной тропы до вьючной дороги, а потом – от колёсного, грунтового маршрута до современной автострады. В письменных источниках первые сведения о Чуйской тропе датируются 1788 годом. Тогда русские купцы достигли реки Чуя в районе Курайской степи и начали вести там меновой торг с алтайцами, монголами и китайцами. Знаковые события вокруг Чуйского пути имели в основном торговое значение.
В 1864 году состоялось подписание Чугучакского протокола между Россией и Китаем – об уточнении границ и беспошлинной торговле в приграничных районах. В следующем году русские купцы Гилёв и Смирнов впервые пересекли границу с Монголией. Тогда же купечество вложилось в строительство дорог – сначала от Бийска до села Алтайское, а потом – до Шебалино. И всё-таки дорога оставалась вьючной. В 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казнаков представил министру финансов России записку, в которой обосновал необходимость устройства колёсной дороги. После чего участок от Шебалино до Онгудая был перестроен, а потом был исправлен и участок дороги от Онгудая до Хабаровки. Далее, вплоть до монгольской границы, путь был всё ещё вьючный. Впрочем, это не помешало бийскому купцу Котельникову в 1885 году пройти по нему и впервые выйти за пределы Великой Китайской стены…
26 мая 1922 года Чуйский тракт официально был объявлен дорогой государственного значения. Этот исторический факт ознаменовали строительством первого моста – у села Кош-Агач. Десятилетием позже тракт передали в ведомство НКВД. Был построен понтонный мост через реку Бию в Бийске и деревянный через Ишу. А вскоре начинаются самые темные страницы истории этой дороги.
…Уже к осени 1932 г. главной рабочей силой на строительстве Чуйского тракта являлись заключенные 7-го отделения Сиблага. Вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга стали строить так называемые «командировки», внутри которых стояли три-четыре больших барака, дом для охраны, хозяйственные постройки. Лагеря были рассчитаны на 300-400 заключенных. Не брезговали власти при строительстве тракта и подневольным женским трудом. В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. Кирка, лопата, лом да тачка – вот и вся механизация, которой пользовались женщины при строительстве дороги. С наступлением зимы заключенных бросали на борьбу со снежными заносами. 10-12 тысяч заключенных не только пробивали дорогу в снежных многометровых заносах, но и вели лесоповал вдоль всей трассы. Тридцатые годы на Чуйском тракте – это трагические времена в его истории. Тяжелый каторжный труд, суровые природные условия, лагерная жизнь погубили не одну сотню "врагов народа", да и руководящий состав управления дороги подвергся репрессиям…
1938 год прошёл под знаком изыскательских работ на участке Бийск – Майма, которые провели ленинградские исследователи. Вскоре этот участок был построен. Серьёзное событие в 1959-м году: появляется первый металлический мост – через Катунь в село Усть-Сема. Через пару лет тракт существенно подрос в километраже (почти тысяча), а также в сопутствующей инфраструктуре, – он стал составной частью автомагистрали Новосибирск – Бийск - Ташанта…
Сегодняшний Чуйский тракт – главная транспортная артерия Горного Алтая и одна из красивейших шоссейных дорог страны. Соединяющий географические точки и человеческие сердца, дарящий встречи и новые приключения, Чуйский всегда стремится вдаль, вторя мечтам и раздумьям каждого путешественника. Возможно, Всесибирская выставка, приглашающая вас знакомиться с новыми работами, позволит вам взглянуть на эту дорогу заново, ощутить дух истории и просто насладиться искусством художников, через тему Чуйского тракта получивших возможность вновь признаться в любви к родным местам и выразить свое глубокое уважение тем, кто создавал дорогу-легенду…