Вдалеке, на берегу залива Терпения

Екатерина БАЖЕНОВА
07.12.2017

Просмотров:

2300



«Как вы там?» – на этот вопрос родственников и друзей Эдуарду Кызылову за последние два года приходилось отвечать много раз. Поронайск – городок в Сахалинской области, в который семья Кызыловых отправилась пару лет назад, доверившись практически экспромтному решению. И он принял алтайцев хорошо: жилье, работа с адекватной оплатой труда, определенные перспективы. Впрочем, есть одно весомое «но» из множества других: это щемящее чувство родины, которая всегда владеет умением притягивать крепко, но которая, увы, не всегда способна пойти навстречу, когда дело касается решения жизненных вопросов.

Эдуард и Ольга Кызыловы в эту пару лет нашли возможность в летнее время поработать с театром танцев «Алтам», в котором когда-то они росли профессионально. Есть ли у артистов ностальгия по временам, когда они исполняли яркие танцы из алтамовского репертуара? Конечно, да. Как есть и надежда благополучного возвращения на родину, когда на Алтае будет построен дом – с этим «заземлением» и за будущее троих детей меньше тревоги. А пока Эдуард Кызылов охотно поделился впечатлениями о жизни на «новом месте» – в ней есть работа и творчество, опыт принятия сахалинской земли с ее традициями и знакомство с множеством хороших людей. 

Чуточку географии. Взглянем на карту и найдем Поронайск – он назывался Сикукой в первой половине прошлого столетия, когда юг Сахалина по мирному договору был на сорок лет отдан Японии. Река Поронай, в устье которой расположен этот городок с 15-тысячным населением, впадает в залив Терпения, что является частью Охотского моря. Зимой залив, в котором любят жить кета и горбуша, замерзает. От Алтая до Поронайска свыше 6100 километров. Путь неблизкий, и романтично думать, что южно-сахалинский край для наших земляков, среди которых теперь и семья Кызыловых, интересен как природная территория. Но это – в какую-то по счету очередь. А так все проще – наши горожане, среди которых люди творчества, отправились туда за «хорошей жизнью», что не исключает и других сопутствующих мотивов. 

  

— Два года назад, в середине декабря, когда мы с супругой приняли решение уехать в Поронайск, вспомнилось также давнее любопытство, которое возникло еще во время учебы в бурятской академии: как это – жить на севере? – рассказывает Эдуард. – К тому же, во второй половине прошлого десятилетия три года я работал в основной общеобразовательной школе Кош-Агача, чьи условия приравниваются к северным, а значит уже есть стаж. Идея отправиться на сахалинскую землю была спонтанной. Я уехал первым, чтобы подтвердить договоренность о работе – меня пригласила начальник тамошнего управления культуры. Потом привез семью. Младшему сыну тогда было всего четыре месяца. Начал работать в качестве хореографа-балетмейстера с коллективом в 36 человек в Досуговом центре. Занимаюсь с людьми разных возрастов, самый старший из которых – 65 лет. Ко мне приходят желающие танцевать для своего удовольствия, женщины и мужчины абсолютно разных профессий, от начальников до техперсонала. Наши уроки идут дважды в неделю, по полтора-два часа для каждой группы, а всего их три. Кроме того, я выступил с инициативой создать для детей от 6 до 12 лет коллектив театра моды, и с ним также занимаюсь. Вместе со мною работает Андрей Бачимов (еще недавно – актер нашего Национального театра), ведет актерское мастерство, которое дети изучают вместе с предметами хореографии и фотообраза… Словом, работы много. Уже участвовали с младшей группой в областном конкурсе, и ребята с танцем «Суслики» стали лауреатами первой степени. Музыку к этому танцу по заказу написал Шонкор Модоров, а идею подсказал младший сын Эдгар. Мы часто берем с Ольгой его на работу. Как-то он посмотрел выступления известного поронайского ансамбля «Серебряные узоры». Дома начал копировать какие-то движения, и мне они показались интересными. Так и получился танец, который принес детям успех. 

…Эдуард Кызылов – старший из пяти детей в своей семье. Когда в конце 2009 года умерла его мама, ему пришлось беспокоиться о своих братьях, присматривать за всеми. В то время он вернулся из Кош-Агача в город и снова устроился в «Алтам», с которым его профессиональная судьба связана с 1997 года. Три года назад получил звание Заслуженного артиста Республики Алтай. Работа в театре танца подарила интересные впечатления от выступлений за рубежом, где «Алтам» с большим успехом показывал свои восхитительные танцы, опыт солиста и балетмейстера.

Супружеская пара Эдуарда и Ольги Кызыловых всегда запоминалась зрителям на сцене своей гармонией, красотой и сонастроенностью близких друг другу людей. У них трое сыновей, среднему и старшему – 9 и 12 лет. По мнению отца семейства, танцевальные способности активно проявляются у двухлетнего малыша. Большая семья – такая же ответственность. Ее нужно кормить, а в республике возможности нормально обеспечивать семью, имея профессию артиста, практически нет. Творческая реализация при низкой оплате труда может компенсироваться высокими патриотическими мотивами, но режим «выжить», оказывается, можно переключить на другой, при этом не растеряв любви к родине. 



— Здесь я получаю зарплату в три раза больше, - делится Эдуард. - Это средний показатель, при том что булка хлеба стоит пятьдесят рублей. Не от хорошей жизни народ уезжает со своей родины. В какой-то момент просто поняли с супругой, что надо чем-то рисковать ради детей, ведь они растут. Уважать себя надо и смотреть на вещи реальнее. Дом на Алтае потихоньку строим, и значит, приедем обратно. Дети рвутся домой. Родные отнеслись с пониманием к нашему решению. 

Оля работает в Доме творчества, занимается с детьми. Конечно, когда смотрим фотографии, связанные с «Алтамом», возникает ностальгия. Иногда хочется всё бросить и вернуться на Алтай, хочется танцевать, ведь понимаем, что как артисты мы здесь угасаем. Связь с «Алтамом» поддерживаем, конечно. Часто советуюсь с Айаной Ивановной и Байрамом Вячеславовичем в профессиональном плане, она меня многому научили.

Сейчас заочно получаю второе высшее образование по специальности «менеджмент социально-культурной деятельности» в Улан-Удэ. Танцевать хочется, но возраст имеет значение: когда молодые на сцене, это более естественно. С другой стороны, есть чувство, что без танцев уже никак. Хорошо, что можно приезжать и выступать с «Алтамом» в летнее время. Это коллектив, которому я многим обязан, и я об это не забываю… 

В Поронайске – пять общеобразовательных школ, центральная библиотека, краеведческий музей, Досуговый центр, Центр детского творчества, ДШИ и ДХШ. Есть этнографический ансамбль малых народов Севера «Мэнгумэ илга» – «Серебряные узоры». В городке, по мнению Эдуарда, люди очень теплые, доброжелательные. Помните, в повести «Пегий пес, бегущий краем моря» Чингиза Айтматов, речь идет о нивхах? Это один из малочисленных народов, живущих на острове.

Национальная палитра разнообразна, из коренных – айны, нанайцы, уильта, нивхи. Состав коллектива, с которым занимается Эдуард Кызылов, тоже пестрит национальностями: татары, армяне, корейцы, узбеки… Все дружно общаются на русском. В планах Эдуарда – привезти на Эл Ойын своих юных воспитанников с целью знакомства их с алтайской культурой, посещения масштабного театрализованного мероприятия. Также хочется показать свои танцы. Бальные и народные композиции – основа его работы. Есть место и современной хореографии. 



«Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода. Прибой мою тельняшку просолил, и я живу у самого восхода…» – вспоминаются строчки из песни Юрия Визбора. Круглогодичный снег, езда на санях и оленях – таким представлялись северные места Эдуарду до жизни в Поронайске. Оказалось, что там климат напоминает кош-агачский. Утром холодновато, после обеда ветер. Людей кормит море. Осьминоги, кальмары, крабы, ракушки – деликатесы из морепродуктов здесь популярны вместе с острой корейской кухней. 

Из наших земляков с традициями южно-сахалинской земли познакомилась не только семья Кызыловых. В Поронайск уехала актерская семья Бачимовых, актриса Аруна Тельбекова с семьей и своей мамой – Заслуженной артисткой РА Светланой Альчиной. Это люди из творческой среды, а по слухам туда отправилось много наших земляков, желающих поправить материальное положение. История супружеской четы Кызыловых показательна в плане того, как наши талантливые кадры вынуждены срываться с родных мест, приспосабливаться к чужой земле, которая не только обещает больше, но реально даёт. Впрочем, не хотелось бы слишком печальных акцентов. Вы знаете, из чего выросла вот эта публикация? Из пары строк, восторженных строк Эдуарда Кызылова на мою статью об Аржане Ютееве, которую он прочел в соцсети – этот небольшой отклик был наполнен чувством любви к Алтаю. От родины не оторвешься. Кто-то это переносит легче, другие острее, но сердце не обманешь. И пусть с этими чувствами к родине нашим землякам думается только о хорошем, где бы они ни находились – за рубежом, в Москве или там, у далекого залива Терпения… 

На фотографиях: залив Терпения; Ольга и Эдуард Кызыловы; солист театра танца «Алтам» Э.Кызылов; воспитанники младшей группы Эдуарда Кызылова и на последней фотографии – его же ученицы, которые освоили «Бурятский танец».

Опубликовано в газете «Постскриптум».

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?