— Игорь, сколь долгое будущее пророчите жанру авторской песни?
— Пророчить – не возьмусь, но могу высказать на этот счет свои соображения. В том классическом виде, в котором авторская песня когда-то возникла и стала известна и любима, она уходит с поколениями, которые её и породили. Этих авторов, как ни жаль, осталось уже немного... Под «классикой» я имею в виду совокупность музыкально-поэтических и личностных составляющих, которые изначально лежали в основе авторской песни.
Почему авторская песня в те времена стала так популярна? На мой взгляд, за волшебный миг доверия, который возникал у зрителя к исполнителю, который, кроме того, что, как правило, поэтически одарен, еще открыт и честен. Именно такая формула составляла основную ценность, ставшую когда-то социальной потребностью! При этом публика весьма взыскательно относилась к текстам и темам, конъюнктура попросту презиралась. А сегодня ситуация качественно изменилась: форма довлеет над содержанием. Глубокие философские тексты на публику уже не «проходят», люди будто перестали думать. Публике сегодня нужны развлечения… Традиционная тройка-пятерка аккордов сейчас уже никого не удивит, исполнительский уровень возрос до профессионализма, но разглядеть за ним то самое настоящее удается всё реже и реже.
Однако нельзя рассматривать жанр в отрыве от общего состояния общества — всё взаимосвязано. Вектор культурных ценностей сместился в сторону финансового благосостояния. Информационный поток — избыточный. «Бесстрашных соловьев» предостаточно на телевидении и в интернете. СМИ в борьбе за зрителя соревнуются по масштабности шоу… В стране царит идеология оболванивания. «Хлеба и зрелищ!» - куда от этого деться?! Но поэзия-то не исчезла, есть настоящие хорошие авторы. Есть, и немало. Но они малоизвестны или популярны в очень узких кругах.
Они сегодня вдруг стали не нужны. Хорошо, если по счастливой случайности кто-то из живых классиков объявит молодое дарование достойным преемником лучших традиций… Так что, если говорить о будущем авторской песни, то можно говорить о новом песенном явлении, где на первый план выходят профессионалы. В этом есть и свои замечательные стороны – мастерство исполнения, например, и тут нет предела совершенству. Но я думаю, что достигнув технического совершенства, исполнитель (или автор) неизбежно будет вынужден обратиться к Душе.
— Какие открытия вами были сделаны в последнее время в любимом жанре?
— Каких-то особенных открытий в последнее время у меня не было. Но здесь я не могу обойтись без тех имен, которые, на мой взгляд, являются прекрасными примерами исполнительского искусства. Они как раз из тех, кто, сохраняя лучшие традиции, подняли исполнение на высокий профессиональный уровень. Это Елена Камбурова, Виктор Луферов, Сергей Никитин, Ольга Качанова и Вадим Козлов, Алексей Иващенко, Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова, Раиса Нур, Андрей Крамаренко, Ирина Богушевская… Я боюсь увлечься перечислением.
Если говорить о новом поколении, наиболее яркой индивидуальностью отличаются Григорий Данской, Екатерина Болдырева, Павел Аксенев, Роман Ланкин, Виктор Попов... Это тоже далеко не все. Сегодня в жанр приходит много профессиональных певцов и музыкантов, дабы заполучить на бардовском материале свою аудиторию и зарабатывать на ней. Их понять можно — число любителей огромно, материал богатейший, соблазн велик. Но их я в расчет не беру. В какой-то степени они способствуют популяризации жанра, но, в то же время, их стараниями границы сильно смещаются в сторону эстрадной попсы. В этом отношении мне ближе рок-музыканты, они гораздо честнее.
— Какие традиции вам особенно дороги в АП?
— Если вопрос собственно о бардовской песне как о явлении — в основе должна быть безусловно поэзия. Искренность автора. Как только возникает желание понравиться зрителю – он это сразу чувствует, и доверие к артисту пропадает. Ещё музыкальность. И очень важна индивидуальная интонация. Без всего этого не возникло бы другой традиции – собираться на фестивали, делиться новыми песнями, просто петь в кругу друзей любимые песни хоть до утра. Вот эта атмосфера духовного единения и ощущение настоящего душевного праздника дорого, как ничто иное.
— Что не принимаете на фестивалях, а что радует?
— Фестивали сегодня превращаются в большую ярмарку. Чего там только нет! Народные ремёсла, спортивное снаряжение, музыкальное оборудование, религиозное многообразие – товары на любой вкус. А вот с хорошими песнями сложнее. Но радует то, что в Сибири есть педагоги-подвижники, которые работают с детьми и устраивают детские фестивали. Нельзя их не назвать: Сергей Семенов (Кольцово), Анжела Почивалова (Искитим), Александр Чернышёв (Новосибирск), Ирина Щербинина (Куйбышев), Татьяна Чукреева (Кемерово), Ирина Орищенко (Горно-Алтайск) - это лишь те, кого я лично знаю.
Эти люди делают великое дело: они вверяют новым поколениям нашу культуру, наш язык. Ведь язык передается через поэзию. И сегодня, когда, уровень образования в стране небывало упал, а поколение наших детей практически брошено на произвол судьбы, видеть ребят с горящими глазами, столь увлеченных авторской песней – как глоток свежего воздуха. Если и говорить о будущем в АП – оно за такими детьми.
— Какой в песнях предпочитаете подавать свою реальность слушателю? Избегаете ли пессимизма?
— Мне по этому поводу вспомнился анекдот. Пришел оптимист на кладбище, посмотрел вокруг, вскинул руки и говорит: «Спасибо тебе, Господи, и здесь одни плюсы!..» Другими словами, пою ли я душераздирающие песни о том, насколько у нас всё плохо? Нет. Таких песен давно уже петь не хочется. «Ужастиков» хватает и в газетах, и по телевизору. Журналисты в этом ремесле сейчас весьма и весьма преуспели. Как глянешь новости — сплошной поток негативной информации.
А о чём тогда пою? Я особой оригинальностью не отличаюсь, меня больше привлекают избитые, но вечные темы: любовь, людские взаимоотношения, характеры, красота этого мира, в который мы пришли на такое короткое время… Вся реальность – в твоей голове. Какой ты её себе представляешь, такой она и становится, закон притяжения работает безотказно. Я до сих пор ощущаю себя молодым человеком, который застрял в своем развитии где-то в конце второго десятка. С удовольствием учусь чему-то новому, строю планы на будущее, стараюсь жить полной жизнью и надеюсь, что многое ещё впереди, а впереди, как мы уже знаем, — одни плюсы!