Август был определенно необычен для тех, кому особенно близок и дорог жанр стихотворного искусства и кто знает об Уймонском фестивале Поэзии. Один из его организаторов Александр Брехов, член Союза писателей России и Петровской академии наук и искусств, рассказал о концепции проекта:
— Сверхзадача IV Уймонского фестиваля поэзии сложилась в определенных образах-тезисах и выглядит сродни манифесту. Каждый без исключения человек много раз в своей жизни оказывается стоящим на пороге открытия: на распутье дорог, перед жёстким выбором, перед запертой дверью или на краю пропасти… Это момент, когда в тебе напрягаются все психические и духовные силы, и кажется, что сердце и ум замерли – как Господь перед началом творения – перед вспышкой осознания, озарения, отчаяния или (моё обязательное благопожелание!) – победы.
Поэт – дважды рождённый. Сначала матерью, потом Олимпом. С повышенным чувством этического и эстетического, с утончённым восприятием, с открытым в бою «на Вы» забралом, он всё-таки чаще других оказывается перед невыполнимым, невозможным, невыразимым! Рабиндранат Тагор писал, что читатель (слушатель), способный воспринять поэму гения адекватно авторскому катарсису во время её создания, равен автору.
Мы хотим создать прецедент «публикаций в атмосфере, ноосфере» — так называл подобную форму чтений Андрей Вознесенский. Это ситуация востребованности, среда, в которой может проявить себя художник слова. Искренность есть источник истины, а поэзия – это акция искренности.
Мы призываем и ожидаем авторов – живых и вечных служителей муз – почтить и возродить великий смысл поэзии плачей, гимнов, пророчеств и шёпота молитв, приветствуем певцов скорбей и радостей, ораторов, риторов и мыслителей, глаголющих от имени великого безмолвия, владык искромётной сатиры и исцеляющего юмора.
Поэтов я вижу ангелами или демонами, коим тайная воля небес в ссылку ли иль для исполнения миссии, повелела воплотиться в мире абсолютных противоречий и несовершенных консонансов, в мире смрада и благовония, безобразия и благолепия, в мире, ежеминутно умирающем и вновь возрождающемся… Если бы не было поэзии и самого понятия поэтичности, человечество вконец уподобилось бы свиньям, пожирающим всё вплоть до собственных экскрементов, которые жиреют, размножаются и сдыхают, а их трупы тут же разрываются сородичами.
Сердце поэта – величайшая драгоценность. Живое сердце живого поэта на весах Бога одно перевешивает мириады вселенных. Если мы почитаем мощи святых – палец Будды или череп Апостола – то от чего же не замечаем проходящего между нами, не слышим обращающегося к нам, игнорируем сострадающего нам Поэта?.. Не быт ли пресловутый, корысть, жадность, зависть и прочее ничтожное и преходящее куриной слепотой заволакивает глаза нашей души?
Так обретём же мужество и трезвость поглядеть в звёздные очи поэта, распечатаем уши сердца, дабы насладиться волшебной мелодией его лиры, новым, неповторимым тембром его голоса.
Вот в чём мы видим смысл ежегодных мультинских поэтических чтений-публикаций. А если некто скажет мне, мол, не слишком ли много вы на себя берёте, то отвечу: кто, если не поэты напомнят, явят и вновь подарят человеку космическое право его на дерзание, пробудят в нем законную ипостась мыслителя? Не часто ли человек запирает себя в клетку собственных страхов, сомнений и предубеждений?
Фестиваль поэзии в Уймонской долине изначально задумывался как ежегодный районный. Но уже на 2-м фестивале у нас звучали стихи онгудайских и майминских авторов. На 3-м гостями и участниками были поэты из Чемальского района, из Барнаула и Бердска. Первые три фестиваля проходили в районном центре, Усть-Коксе. Нынешний решили провести в Мульте.
Мультинские поэтические чтения проведены республиканским отделением Союза писателей России под патронажем председателя отделения Союза писателей РФ, народного поэта Алтая Бронтоя Янговича Бедюрова. Непосредственным организатором выступил также член Союза писателей России Игорь Муханов.
Из произведений авторов, предоставивших свои рукописи, формируется сейчас постфестивальный сборник. До новых встреч на Уймонском поэтическом фестивале!