Этим и занимался Заслуженный художник России Сергей Дыков на недавнем концерте «Новой Азии». Огромная лунища в центре сцены завладела большой частью пространства. Она же — была шаманским бубном. Луна-бубен выполняла функцию экрана, и на него проецировались рисунки Сергея Дыкова, над которыми он колдовал в глубине сцены. Каждая композиция «Новой Азии» сопровождалась отдельным рисунком, причем непосредственно рождающимся на глазах у зрителя. Во всем этом было что-то мистическое. Музыка, соединяясь с художественными образами, проникала в душу еще глубже, становилась объемнее, ощутимее...
Что мы видели на экране? Этно-образы в знакомой дыковской манере, в которой есть отзвук наскальной живописи. Знаки и образы. Они возникали так, словно это не Сергей водил своей рукой, а сама музыка «нашаманила» их — цепочка фигурок всадников, отправившихся в дальний поход; кочевник на коне; женщина у очага, которая, может, и есть сама мать-огонь; спящий лик шамана, которому снятся тайны лесов и гор; «принцесса» Укока в своем остроконечном головном уборе, Эйфелева башня (песня «Монгол в Париже»), которая не может сравниться с величием природных вершин, и многое другое... Кроме того, между песнями звучало исполнение стихов Сергея Дыкова, замечательных совершенно — их читал Артур Марлужоков в высшей степени красиво.
На вершине высокой арчын возжигая,
Возношу вместе с дымом душистым молитвы —
Всемогущему Синему Небу — Тенгри,
Негасимому Солнцу и полной Луне:
Оп куруй — оп куруй — оп куруй!
Пусть останутся чистыми
Воздух — вода,
Скверны пусть избегают
Души, мысли, слова...
Небу — Солнцу
Пусть вечной останется вера:
Оп куруй — оп куруй — оп куруй!
Или:
Ни истока, ни края не зная,
Как ребёнок на лоне земли,
Я кочую в просторах Алтая,
Сам я здесь, а мысли — вдали...
Я с весенней травой пробиваюсь,
Расцветая летней порой
С первым светом я просыпаюсь,
Чтоб пойти тропой кочевой...
И что же чудилось нам, зрителям, под эту волшебную музыку и стихи? Какие-то отзвуки истории, эхо веков, дух кочевой свободы, близость природы — от которой нас все дальше и дальше уводит нечто, что мы так привычно воспринимаем за «жизнь»... Голос горной реки, туманы, тёмная тайга, покрывающая бесконечную цепь гор, вскрики и перекличка диких птиц, песня ветра, поэзия огня и воды, оживляющих всё вокруг. А еще — острые наконечники стрел, поражающих сам ход истории, возгласы охотников, загнавших добычу, темное одиночество укокской «принцессы», которую лишили посмертного родного приюта в ее долине...
Энергия и сила музыки, написанной Александром Трифоновым, умеет быть завоевательно-решительной («Нашествие») и удивительно лиричной («Воспоминание»). Она очень самодостаточна. Но на сей раз его музыке очень повезло породниться в сценическом варианте с творчеством Сергея Дыкова, также максимально самодостаточного и давно признанного художника, подарившего свои задумки, мысли, импровизацию — вот в таких рисунках на луне-бубне зрителю.
...Этот концерт, в основу которого лег альбом «Новой Азии», выпущенный в 2010 году, и вправду, для зрителя становится чем-то особенным. Не сомневаюсь, что кто-то пришел слушать и смотреть действо во второй раз, поскольку концерт впервые был показан в конце прошлого года, и — придет непременно ещё! Итак, действо творили: Сергей Дыков (рисунки, автор стихов), Александр Трифонов (автор музыки, аранжировка, клавишные), Роман Фионов (бас-гитара), Айдар Чурупов (горловое пение, национальные инструменты), Александр Капчикаев (топшуур), Евгений Шульгин (аккордеон), Любовь Лопарева (флейта), Артур Марлужоков (чтение стихов), Олеся Трифонова (ассистировала Сергею Дыкову)... От души хочется поблагодарить их всех за подаренную программу, ставшую «полнолунной» сказкой для зрителей, с которой нет желания расставаться и воспоминания о которой останутся надолго...
— Мы показывали ансамблевый танец «Китайский сувенир», — рассказывает художественный руководитель и хореограф-балетмейстер «Феникса» Наталья Гладкова, — и принимали участие в номинации «солисты», в которой наша Оксана Левченко заняла второе место во взрослой группе. «Китайский сувенир» — неоклассика, танец на музыку Жана Мишеля-Жарра занял третье место среди коллективов. Кроме того, мы показывали на конкурсе вариацию Ману из «Баядерки» — ее танцевали три девочки. Оксана Левченко исполняла две сольные вариации — вариацию Эсмеральды из балета «Эсмеральда» и классическую вариацию «Прялка» из балета «Коппелия».
На все четыре возрастные группы было только одно первое место — его присудили солистке из Новокузнецка. Я объясняю это тем, что классика имеет такие строгие каноны и ставит такие задачи, которые мы не имеем право нарушать. Мнение жюри было ценно, потому что оно имело абсолютно профессиональный состав. При таком жюри получить лидерские места очень приятно. Это наш коллектив, конечно, простимулировало... Понравилась хорошая организация конкурса. Выезд осуществлялся за счет родителей наших детей, и за это им — огромное спасибо! На будущий год очень хотелось бы вывезти малышей для участия в этом фестивале.