Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...
Самая масштабная война XX века, оставившая след в душах миллионов людей, конечно, Вторая мировая. Уже прошло больше полувека после тех кровавых четырёх лет, которые до сих пор в кошмарных снах снятся нашим бабушкам и дедушкам. Но и сегодня тема Великой Отечественной войны не оставляет равнодушными никого. Для современных юношей и девушек она, являясь лишь эпизодом из фильма или воспоминаний старшего поколения, остаётся пробирающей до глубины души, заставляя отчётливо ощущать страх матерей, сестёр, жён за мужей, отцов, сыновей и отвагу солдат в сражениях за любимых, оставленных в тылу. Как больно терять тех, кого любишь, и какое счастье, когда они возвращаются домой живыми.
Чаще всего мы вспоминаем Вторую мировую войну, но сколько произошло локальных военных конфликтов, унёсших жизни тысяч молодых солдат. Афганистан, Чечня, Кавказ... Тем, кто отдавал свои жизни в сражениях, посвящён новый модерн-балет «Голос сердца» Государственного театра танца и песни «Алтам», в постановке Эдуарда Кызылова.
Основные черты, отличающие постановку - современная хореография, чёткая без вычурности танцевальная лексика, лаконичные костюмы и выплёскивающиеся через край эмоции. А главное — мощный сплав движения, музыки и слова.
Разные по характеру и содержанию танцевальные номера связаны единым сюжетом. Начинается действие с мирной картины: на сцене молодой красивый парень (Айхан Шинжин) и прелестная юная девушка (Дарья Кархоткина). Они влюблены и счастливы. Будущее безоблачно, и впереди целая жизнь, наполненная радостью и любовью. Но вот в лирической мелодии их счастья появляются тревожные нотки надвигающейся беды. Начинается война, и парень должен уйти. Кто знает, вернётся ли он? А девушке остаётся только ждать... И верить!
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера...
Эти строки из стихотворения Константина Симонова проходят лейтмотивом через весь спектакль. На сцене бушует война: сверкают орудийные вспышки, гремят снаряды, гибнут молодые бойцы, санитары уносят с поля боя раненых. Идёт бой, один из многих. Хаос и беспросветный ужас. Раненые, убитые. Поражает, насколько точно хореограф поймал главное и показал через танец всю трагедию происходящего.
Один из самых проникновенных эпизодов спектакля, на мой взгляд - соло раненого героя в госпитале. Покалеченный солдат на коленях танцует свою партию. Он понимает, что никогда не сможет ходить, но он жив и будет продолжать бороться. Зритель буквально физически ощущает боль, страдания и решимость ещё совсем юного, мужественного человека встать на ноги.
А в это время за тысячи километров от него чёрные мысли кружат над девушкой. И кажется, что всё потеряно, и никогда она уже не сможет вырваться из их кошмарного плена. Он не вернётся... Он погиб... Но вот проходит несколько томительных секунд, и ей невероятным усилием воли удаётся одолеть безнадёжность, и она снова надеется и ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Финальный танец потрясает силой эмоционального накала. В глубине сцены появляются вдовы в чёрных одеждах, они уже никогда не смогут увидеть своих мужей, им осталось лишь в мечтах и снах танцевать с ними...
Перед началом спектакля на экране шла хроника военных лет, и звучала песня на стихи Расула Гамзатова о белых журавлях. Вся. От начала и до конца. Она создала настрой и объём — соединив времена, иные измерения. Отсюда удивительный финал спектакля: вот они — не в землю нашу полегшие когда-то, а превратившиеся в белых журавлей — души любимых, оставшиеся навсегда с этими женщинами в чёрном. Героические души любимых.
За сорок минут перед глазами зрителей разворачивается трагическая история войны, талантливо рассказанная через танец. Не зря постановка называется «Голос сердца», потому что только сердце всё знает, невзирая на рассудок и логику, только оно может верить и надеяться, тем самым даря спасение.
Все желающие смогли увидеть спектакль на большой сцене Национального театра в праздничный день 8 марта.