— Кристина, музыка требует огромной самоотдачи от того, кто ею занимается. Вы никогда не воспринимали этот труд как жертву на алтарь искусства?
— Никогда не задумывалась об этом. Считаю, что занятие чем-либо должно приносить удовлетворение, и если это действительно так, то мыслей о жертвах возникать просто не может! Не стоит себя жалеть, тогда и проблемы становятся не такими заметными и трудности преодолеваются легче. А если говорить о жертвах, любое занятие требует терпения, времени, сил. Это касается не только искусства.
— Какой исполнительский образ Вам более близок: темпераментный, страстный или лирический? Важно ли для вас то, как вы эмоционально отдаетесь музыке?
— Музыканты призваны воспитывать общество, поэтому музыку приходится играть разную. Яркую, зажигательную, темпераментную – исполнять легче. Но это скорее относится к эмоциям, а не к истинному пониманию музыки. Скажу так – чем легче музыка слушается, чем понятнее и проще она написана, тем порой сложнее ее исполнять. Например – многое из В.А. Моцарта звучит просто и легко (не беру во внимание «Реквием»). Его музыка (конкретно из скрипичного репертуара) светлая и жизнерадостная. Но сыграть произведение так, чтобы получился не набор штриховых и ритмических сложностей, постоянно преодолеваемых исполнителем, а красиво исполненный шедевр – вот что действительно требует большего времени и мастерства. Для любого музыканта важно не то, насколько он выкладывается на сцене, исполняя произведение, а то, приняла ли его творческий порыв публика и насколько доступно он сумел донести музыку до зрителя.
— Любимые жанры, композиторы, исполнители...
— Не могу выделить одного композитора из всего сонма мировых гениев, с творчеством которых я знакома. Для меня, скорее, есть отдельные жанры, в которых конкретный композитор выразил свой талант по-особенному. Я очень люблю оперу! Когда случается возможность посетить оперный театр, стараюсь попасть именно на оперу. Мне близко творчество русских композиторов XIX-XX веков. Выделю, пожалуй, несколько полюбившихся опер – «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича, «Война и мир» С.С. Прокофьева. Это, конечно, далеко не все. Мне также нравится посещать симфонические концерты Новосибирской филармонии. Величайшие симфонисты, по моему мнению, это В.А. Моцарт, Л.Бетховен, И.Брамс, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев. Из современных композиторов предпочитаю творчество Г.В. Свиридова и В.А. Гаврилина. Это, конечно, не значит, что мне не нравится творчество С.В. Рахманинова или Й.Гайдна. Просто перечислением можно заниматься бесконечно. Каждый композитор заслуживает отдельного внимания!
Говоря об исполнителях-скрипачах, преклоняюсь перед Давидом Ойстрахом! Это образец потрясающей культуры звука, качества работы над произведениями и охвата масштабных сочинений. Среди современных исполнителей мне нравятся интерпретации Анны Софии Мутер, Хилари Хан и Вадима Репина.
— Расскажите о консерватории, в которой Вы обучаетесь. Любимые предметы, педагоги...
— Новосибирская государственная консерватория (Академия) им. М.И. Глинки (таково ее полное название) – единственная консерватория за Уралом. Именно благодаря этому сюда стекаются творческие молодые люди со всего Сибирского и Дальневосточного региона. Прославил ее на весь мир педагог по скрипке Захар Брон. Сейчас он живет и преподает в Германии, но ежегодно приезжает в Новосибирск с мастер-классами.
Большую часть времени за период обучения у студентов-исполнителей занимают специальные предметы – скрипка, квартет, камерный ансамбль, оркестр. Самый главный преподаватель – это педагог по специальности. Мой профессор – Елена Владимировна Баскина. Благодаря ее терпению и профессионализму уже на протяжении четырех лет я совершенствую свое мастерство и уже стала лауреатом, на данный момент, четырех международных конкурсов. Скрипач обычно выступает на сцене не один. Его помощником и поддержкой является концертмейстер. Студентам нашего класса особенно повезло, так как с нами работает Римма Алексеевна Большакова. Она, как принято говорить, концертмейстер от Бога. Потрясающий музыкант!
Среди выдающихся педагогов не могу не отметить профессора В.М. Минасяна (преподаватель по классу камерного ансамбля, квартета и оркестра). У него многому учусь. Он – Педагог и Человек с большой буквы! Лично знаком с такими музыкантами, как А.И. Хачатурян, М.Д. Шостакович, Д.И. Салертинский и т.д. Кроме специальных предметов в программу входит обязательное изучение музыкально-теоретических дисциплин. Среди преподавателей кафедры истории музыки хочется отдельно сказать про Сергея Савельевича Коробейникова. Его уроки – это феерия! Такое ощущение, что студенты – это зрители музыкально-драматического театра одного актера. Изучая то или иное произведение, мы вживую слышим от него арии из опер, песни из вокальных циклов и инструментальные произведения, переложенные для фортепиано. Это уникальный человек! Сергей Савельевич сумел преподнести нам музыкальную литературу так, что мы запомним ее на всю жизнь!
— Родители поддерживают Вас на избранном пути?
— Не только поддерживают, но и всячески помогают. Мне очень повезло с родителями. Не являясь профессиональными музыкантами, они довольно хорошо разбираются в музыке и исполнителях. Мама заботится и переживает за меня и всегда помогает советом, а папина безграничная любовь поддерживает в непростых жизненных ситуациях. Кроме родителей мою творческую жизнь разделяет супруг Юрий. У нас, что называется, полное понимание друг друга. Он уже состоявшийся музыкант, окончил консерваторию по специальности «Оркестровые ударные инструменты». В настоящее время учится в аспирантуре и преподает в музыкальном лицее и колледже при консерватории. Он – моя опора и поддержка.
— Что в музыке для Вас самое трудное?
— Сейчас я нахожусь на том этапе, когда еще небольшой, но уже имеющийся опыт позволяет делать какие-то выводы, по-музыкантски созревать. В то же время я еще являюсь студенткой, и в связи с этим необходимо учиться и внимать наставлениям педагогов. В данное время трудности возникают с приведением технических сложностей и музыкального наполнения произведений к одному знаменателю. Одно без другого существовать не может.
— Вы приезжаете в Горно-Алтайск, участвуете здесь в концертах. С «Новой Азией» сотрудничество продолжается?
— Приезжаю с концертными выступлениями, к сожалению, редко. Это связано и с нехваткой времени и с нестабильной ситуацией в отношении концертных площадок. Работа с «Новой Азией» привносила много положительного – свежие эмоции. К сожалению, в силу моего местоположения, постоянное сотрудничество не представляется возможным. Однако, в случае больших сольных концертов, когда меня приглашают, я с радостью приезжаю. Хочется верить, что скрипка в этом коллективе не утратит своей актуальности.
— Кристина, расскажите о своей скрипке...
— Скрипка для скрипача, пожалуй, одна из главных составляющих успеха. Она ведь для нас – живая! Многие не верят, но скрипка имеет душу – при некорректном поведении музыканта – умеет капризничать, а в случае его эмоционального истощения может порадовать благородным тембром и даже излечить. Скрипку не так просто выбрать. Через наши руки проходят десятки инструментов, а выбрать надо один – тот, который подойдет по мензуре и будет отвечать звуковым требованиям конкретного музыканта. Мой инструмент – работа французского мастера Рене Куна, 1836 года. Он обладает уникальным тембром, звуковыми красками.
— Какова роль педагога по классу скрипки ДМШ №1 Ларисы Васильевны Чурута в том, что Вы и сейчас неразлучны со скрипкой?
— Я попала в класс Ларисы Васильевны не в самой лучшей форме. Наши отношения изначально складывались нелегко. Это человек твердого характера, никогда не позволяющий себе опускать планку профессионализма. Постепенно увлеченная музыкой ученица и строгий педагог нашли общий язык, результатом чего стало моё поступление в музыкальное училище. Я благодарна ей за терпение и время, потраченное на мое обучение.
— Влияние кого из педагогов Новосибирского музыкального колледжа было наиболее весомым?
— Обучение в колледже выпало на уже осознанный период жизни. Одновременно с тем мне было всего 17 лет – возраст, требующий наличия авторитета и контроля взрослых. В колледже очень повезло с педагогом по специальности. Именно Татьяна Александровна Гусева дала мне путевку в жизнь, поверила в меня и научила владеть инструментом. Она была для меня не только преподавателем, но в какой-то степени второй мамой – переживала, а иногда и воспитывала.
— Среди ваших друзей есть те, кто далек от мира музыки?
— В силу того, что большую часть времени мы проводим в стенах консерватории, дружеские отношения завязываются прежде всего именно там. Но круг общения состоит не только из музыкантов. Я окончила республиканский классический лицей, и класс наш, во многом благодаря педагогам, был очень дружным. После окончания школы выпускники разлетелись кто куда – большинство уехали в другие города, а кто-то даже в другие страны. Несмотря на этот факт, мы поддерживаем контакты по сей день.
— Что самое приятное в исполнительской профессии? И что - главное в ней?
— Самореализация и признание публики.
— Что актуальнее всего в творческих планах?
— На первом месте сейчас стоит учеба. Наличие образования – важное качество современного человека. В свободное от занятий время планирую продолжать участвовать в конкурсах, фестивалях, интересных творческих проектах.