Сельские жители играют в театре героев Шукшина

Владимир ЕРМИЛОВ
13.04.2017

Просмотров:

6286



Около сельского клуба в Аскате выстроились в ряд автомобили. Cтаренький клуб огородили новым забором, но за ним до боли знакомые бревна, заткнутые чем Бог послал. Жаль, что опоздал к началу спектакля. Из двери клуба, что с торца, вдруг откуда ни возьмись - в кирзовых сапогах Сергей Ситников, бессменный журналист «Листка» по Чемальскому району. В руках у него старый, видавший виды чемодан, с такими железными уголками на краях, чтоб целее был, да ещё что-то. Поздоровались и пошли к входу в зал, что расположен со стороны парка.

От играющего в спектакле Сергея умопомрачительно пахло одеколоном (или духами? - черт его знает). Что это он так надухарился? Идем к двери. Он останавливается и запрещает врываться в зал, объясняя, мол, там сейчас сценка разыгрывается – нельзя! Стоим, молчим. Вскоре он открывает дверь, и темнота обволакивает нас. В зале народу – не продохнуть! Сцена мизерная, ну, смешная… А сколько на ней разыгрывалось страстей! Сколько выдающихся самодеятельных артистов получали вдохновение от благодарных зрителей!

Один только Дмитрий Иванютенко в образе Дон Кихота Ламанчского чего стоит! С ним в этом спектакле был неразлучный Санчо Пансо в исполнении Сергея Ситникова. А сколько номеров Александр Иванович Михайлов, атомных дел мастер, откалывал! А какая цыганка была в исполнении вдовы Басаргина… Какие у нас таланты! Другие районы уже завидуют: вон, режиссеров сколько развелось, чуть ли не в каждом селе по драматическому таланту, научились ставить пьесы известных и местных авторов.

Совсем недавно рассказывал о режиссере Яне Шаховой, работающей в селе Узнезя, где более современный Дом культуры, а тут в старой Alma Mater пробует силы новый талантливый режиссер Ксения Головань, родственница одних из самых талантливых художников в Чемальском районе. И с каким произведением? Замахнулась за самого… Шукшина!

Сергей исчез в темноте зала, а мне досталось небольшое место возле двери, где столпились зрители, не нашедшие «свободного стула из 37 года». Каламбур… В голову всякое приходит! Вдруг слышу шум, Сергей Ситников с чемоданом врывается на сцену, раздвигая толпящихся сельчан, и на наших глазах стремительно разворачивается действие. Оказывается, он главную роль исполняет в этом небольшом спектакле… «Сапожки»! Шукшин из небольшого сюжета написал замечательный рассказ, читать который и перечитывать можно, наверное, бесконечно.

О чем там речь? Всё просто, как в жизни. Тем более, вспомнить то время нам, жившим в СССР, приятно - и даже щемит в душе. Сам как-то ездил в Москву и покупал жене сапоги армянского производства. По телеку показывали, что фирма современная, делает качественную зимнюю обувку. Тогда сложно с этим делом было. Да и дорогое удовольствие! Купил, приволок в общагу, тогда многие молодые семьи жили в этих тараканниках. Жена надела, чуть не подошло, так пришлось самому немного подрезать верхушку и зашивать суровыми нитками…

У Шукшина – душещипательный рассказ! Самое то. А в зале большинство людей старшего поколения; молчали и смотрели на игру Сергея Ситникова и других артистов. Не мне судить об артистической стороне этого действа, но за сердце взяло. Всё так! Так, как надо, и как было. А ведь подобное было во многих семьях! Не все же уроды, пьющие и не находящие доброго слова для человека, с которым связали свою жизнь? Но рассказ надо читать, даже изучать, видимо, молодому поколению в школах или на факультативах. Ладно, это уже другое.

В коротком спектакле всего две сцены. Одна – когда герой покупает в магазине для жены сапоги; и вторая – в домашней обстановке эти же сапоги меряют. В принципе – всё. Из-за мизерной сцены режиссеры аскатского театра - и это стало традицией - используют видео, чтобы донести свою мысль до зрителей. То есть спектакль дополняется видеорядом отдельных моментов, которые сложно воспроизвести на сцене.

Помню, как этот же прием использовал Александринский театр, дававший представление в Томске. Игорь Олегович Горбачёв, игравший роль фельдмаршала Кутузова, внезапно появился на огромном экране, закрывшим все декорации. В 1984 году это было в диковинку, так сказать, столичное новшество. Но само действие диктовало его, так как это была сцена смерти фельдмаршала. Последним словам великого полководца внимал царь Александр I. Всё это было показано крупным планом и наполняло спектакль чем-то новым.

 



В Аскате, где сцена вообще мало чего позволяет, этот прием просто необходимо использовать, тем более видео записывалось в другой обстановке, что дало волю фантазии режиссера Ксении Головань. И она нафантазировала! Жена Сергея Духанина представилась ей в роли этакой модницы, меряющей новые сапоги. Ничего подобного у Шукшина в рассказе нет и в помине, но, честно сказать, занимательно, по-современному. Хотя мог ли главный герой спектакля Сергей Духанин, житель села, тракторист или механик, нафантазировать такое?

С тех пор пролетел не один десяток лет, и конфликт Сергея Духанина с продавщицей, что до боли знакомо тем, кому довелось пожить в СССР, молодым людям сложно понять. Продавец как человек, приближенный к дефициту, а потому занимающий особое место в иерархии того общественного строя, довольно часто хамил покупателю. В творчестве Шукшина подобные сюжеты встречаются не раз. Но сам рассказ, состоящий из нескольких картинок, подводит читателя к понятию простого человеческого счастья. А оно вовсе не в дорогих подарках, а в том, чтобы показать любовь двух сердец.

Жизнь человеческая сопряжена с ненужными мелочами, которые способны заслонить всё. Мы ищем деньги на пропитание, покупаем продукты, вещи, чтобы быть одетыми и т.д. И эта вещевая сторона жизни всё затмевает, оставляя в стороне то чувство, что когда-то сблизило людей. Поэтому так необходимо сегодня взглянуть на нашу жизнь не с точки зрения богатства и достатка. Это всё напускное. Любовь правит миром! Именно о любви и говорит Шукшин, показывая вначале сомнение своего героя, решившего сделать подарок своей жене Клавдии, несмотря на отвратительное поведение возомнившей из себя черт знает кого продавщицы, на сомнения друзей, которых поступок Сергея слегка озадачил, и страх самого Сергея - вдруг жена не поймет его, осудит за потраченные деньги. Но его страхи оказались напрасными – Клавдя всё поняла.

Сергей Ситников вышел на сцену и оказался уже… Сергеем Духаниным. Оформление сцены, свет, мебель – вроде как похоже, но на это не стоило обращать внимания. Все - в действии! Вот жена примеряет сапожки, они не подходят. И так, и сяк! Ну, как в сказке «Золушка»… Не лезут. Но в сказке туфельки нашли свою героиню, а у Шукшина действие другое, он, видимо, знал своего героя лично или слышал что-то подобное, живя в Сростках. Может, додумал свой рассказ, чтобы было именно такое завершение.

А чем всё кончилось? Конечно же, любовью! Может быть, Клавдя и Сергей так любили друг друга после этого подарка… Такая страсть кроется за последними фразами! Ну, пусть, каждый самостоятельно додумывает. Торжество добра и любви. И всё это удалось показать артистам. Сергей Ситников был на высоте. Все просто молодцы! Сколько аплодисментов… Режиссер – умница. И много других хороших мыслей приходило в голову после спектакля на сельской сцене. Талантливые люди живут в наших сёлах и городах, действительно талантливые. Дайте простор этим талантам, и они горы свернут… Они всё могут. А значит, и мы всё сможем! Мы же совсем другие – не такие, какими привык нас видеть остальной мир.

И последняя фраза Шукшина: «Сергей встал, загасил окурок и пошел в горницу. Улыбнулся сам себе, качнул головой... Но не подумал так: «Купил сапожки, она ласковая сделалась». Нет, не в сапожках дело, конечно, дело в том, что...   Ничего. Хорошо».

В спектакле были задействованы режиссер Ксения Головань, актер Сергей Ситников, дочь Груша – Ирина Выдрина, жена Клавдя – Лариса Крачнакова, дочь Уля – Юлия Бобикова, Владимир Рыбалко, Василий Головань и другие.

На снимках: сельские артисты в спектакле «Сапожки».

Опубликовано в газете «Постскриптум».



Метки

Ксения 30.08.2017 в 07:19 # Ответить
Добрый день! Исправьте, пожалуйста, в конце статьи "режиссер- Ксения Головань". Спасибо!
admin 30.08.2017 в 09:54 # Ответить
исправили!

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?