- Сарымай, а ведь это заслуживает уважения – стать студентом, когда тебя уже признали на сценах мира, и честно дополучить необходимые знания. Вам интересно учиться?
- Мне нравится учиться. Это интересно. Но иногда трудно понимать, о чем идет речь, когда пропустил какие-то занятия. В колледже я бывал и раньше, меня рисовали студенты. Я натурщиком был (Сарымай смеется). Образование – вещь хорошая, но вот когда я один на сцене выступаю, ведь никто не скажет, что неправильно играю. Импровизирую. А вообще я думал на филологический факультет поступить…
- Вы недавно вернулись из Франции. Бывали там раньше?
- Я ездил в марте во Францию и Швейцарию… Раньше во Франции не доводилось бывать… В Европе менталитет другой. Жизнь там устроена для людей, и они соблюдают чистоту, порядок. Все хорошо живут, гостеприимны.
- Когда состоялось первое знакомство с заграницей?
- Когда служил на Балтийском флоте, в армии… Отправились в дальнее плаванье в Средиземное море. Заходили в Югославию, в портовый город Дубровник. Потом через пролив Босфор – в Севастополь, в Керчи стояли. В конце службы побывали в Германии.
А в 95-м году ездили с Ногоном Шумаровым в Швейцарию, в Австрию, в Германию. Везде хорошо, чистота. В Цюрихе останавливались. Старушки с утра моют окна. Люди везде улыбаются…
Позже были гастроли с группой «Айайым», организованной с подачи одного московского продюсера. В составе группы были Раиса Модорова, Еркимен Епишкин и я. Записали диск и ездили в Финляндию, Норвегию. Мы репетировали каждый день. Группа продержалась два года и распалась.
- И начались сольные гастроли?
- Да, сольные гастроли, а после – учеба в дацане в Петербурге. Один год, пока его не закрыли. А спустя время – в дацане в Бурятии четыре года… В 1999 году побывал в Индии, в Непале, путешествовал по местам Будды. Жара там была невыносимая. Народ по сравнению с нами бедно живущий, но духовно богатый, и это ощущается.
- Сложно было учиться?
- Интересно было. Накопилось много вопросов, и когда стал знакомиться с буддизмом, стали приходить ответы. Когда люди говорят о проблемах, я понимаю, что им просто не хватает знания. Если что-то не получается, ты не должен искать виноватых. Сам виноват. Это закон причины и следствия. Став буддистом, я стал спокойнее, больше стало философского отношения к жизни. Понимаешь, что нельзя делать плохое, потому что это вернется к тебе. Мы связаны с окружающей средой и должны жить в гармонии с нею…
- В одной соцсети на своей странице вы отметили, что цените в людях чистоту. А если источник души замутнен, будете направлять человека?
- Если ты человеком родился, ты должен им быть. Не надо лгать. Когда вы встречаете человека, наверное, можете по глазам определить, что он хочет.
Люди приходят с проблемами, мы помогаем. Делаем обряды, омовение, убираем отрицательную энергию. Я считаю, что в буддизме имею еще маленький багаж знаний. Но стараюсь учиться. Человек должен каждый день учиться, и восприятие жизни меняется…
Буддизм – философское учение. В нем нет бога-творца. Но я не хвалю буддизм, не сравниваю с другими учениями. У нас много религиозных конфессий. Если человек нашел свое успокоение в какой-то религии, если это помогает ему жить, то и хорошо… Но тенденция «русского буддизма» видна. Многие им в России сегодня увлекаются.
- Жизнь, которую вы сейчас ведете, вас дисциплинирует?
- Да, дисциплинирует. Когда-то я порой обманывал, злился на кого-то. Сейчас, услышав что-то плохое, если злюсь, то понимаю, что это – показатель слабой практики… Постоянная практика учит работать с гневом, с эмоциями…
- Какая музыка вас сегодня увлекает?
- Этномузыка, народное пение… Замечаю, что люди в моем возрасте стали увлекаться ею активнее. Старики уходят, передавая традиции. И они возрождаются. Молодежь еще далека от этой музыки. Я выступаю, хочется поделиться своей техникой исполнения – тем, что у меня хорошо получается. Может, некоторые думают, вот священнослужитель, ламой работает, да еще на сцене поет… Какой он лама?… Считаю, что если ты что-то делаешь, и это помогает людям, почему не должен этим заниматься? Если мне это дано, почему я должен это прятать?
- Где еще бывали?
- Три раза в Англии, шесть раз в Америке, в Калифорнии – жил там месяца по два… Работал с «АлтайКаем».
- Подражание голосам природы с детства началось?
- С детства было желание подражать птицам. И уже тогда получалось похоже… Живя в окружении природы, впитывал ее звуки.
Нас пятеро детей в семье – две сестры и три брата. «Эх, – говорила мама, – был бы кто-нибудь из моих сыновей артистом!». И вот она, когда я учился в первом классе, купила мне гармошку. Стал играть. Муж старшей сестры играл на гитаре, сочинял музыку – он учился в театральном… Я подрос, у него стал учиться игре на гитаре, по аккордам. Гармошку бросил. В доме культуры участвовал в концертах – частушки исполняли. Вот весной выходишь на улицу и начинаешь играть…
- Не стеснялись?
- Вообще-то я был очень скромным, стеснительным. В переходном возрасте боялся с девушками заговорить. Мои одноклассники, наверное, очень удивлялись, когда узнали, что стал артистом… После школы думал спортом заниматься, попытался потупить в этом направлении, но балла не хватило. Пошел в армию.
После службы в армии вернулся, прошел ускоренные курсы по специальности «руководитель вокально-инструментального ансамбля сельского дома культуры» и начал играть в коллективе «Сюнер» на ударной установке. Через какое-то время я даже поработал военруком в школе, но понял, что это совершенно не для меня – нет у меня педагогического подхода…
После была работа в ансамбле «Алтай». Пару лет, пока не начал самостоятельно ездить с сольной программой.
- Каково, на ваш взгляд, сегодняшнее отношение к каю?
- Я вижу, как им увлекается молодежь. Каждый третий, наверное, пытается исполнять. Но эпический кай исчез с настоящими сказителями. Можно выучить сказание, исполнять, но настоящим сказителем стать нельзя. Это дар…
Горловое пение – не только у алтайцев. Оно – во всем мире. Первыми, кто стал показывать на мировой сцене горловое пение, были тувинцы. Группа «Хуун-Хуур-Ту». Потом монголы. И мы, алтайцы – поодиночке сначала… Потом «АлтайКай».
- А что за проект «Дуэт Кыпчак», о котором вы также упомянули на своей странице?
- Я – из рода Кыпчак. Из этого же рода музыкант и мастер национальных инструментов Айдар Чурупов. Мы с ним ездили в Петербург на концерты, посвященные восточному новому году.
- Что вам не нравится сегодня в музыке?
- Не могу слушать шумные концерты. В молодости мне это нравилось, теперь – нет. Нравятся фольклорные песни разных народов…
- Что самое ценное вы привозите из фестивальных заграничных поездок?
- Важно знакомство с фольклором других народов. Изучение традиций. Это творческий опыт, из которого всегда можно взять что-то хорошее… Иногда думаю: вот если бы люди из алтайских сел могли выехать и увидеть, как живут там, они бы пересмотрели свой взгляд на устройство быта, на жизнь, чем-то бы вдохновились…