- Раиса, женщина сама расставляет для себя приоритеты. Насколько я понимаю, проявление материнской ипостаси вышло в последние годы для вас на первое место, не так ли?
- Получается, что так. Когда все время рядом с детьми, они, конечно же, настолько привыкают к этому, что даже редкие мои отсутствия, связанные с творческими поездками, остро ими воспринимаются. Да и я сама очень привыкла быть с ними неотрывно. В конце августа – начале сентября прошлого года были двухнедельные гастроли по Японии, когда я поймала себя на чувстве, что хочется не только работать, но и отдохнуть. Хотя для отдыха времени там не оставалось.
- Расскажите о своем путешествии в Японию. Что показывали и с какими впечатлениями вернулись оттуда?
- Мы гастролировали с Болотом Байрышевым. Концертное турне прошло по нескольким городам: Нагано, Хамамацу, Токио и другим. Это была совместная программа с тувинскими исполнителями, где мы с Болотом представили алтайскую этнику – исполняли и дуэтно, и по отдельности.
Выступали и в больших, и в маленьких залах – в театрах, в клубах. Все было отлично организовано. Радовало то, что кроме самих выступлений мы имели возможность пообщаться со зрителями. Помогали переводчики. И японцы замечательно нас принимали. Япония – другой мир. У меня было представление о японцах как о приветливой нации, и, как оказалось, в реальной жизни они именно такими и являются. Это очень приятно. Их улыбки – традиция, атрибут. Дань вежливости, но и проявление искренности. Когда в ответ улыбалась долго, поймала себя на мысли, что ощущаю напряжение, а для них это естественно.
- Как проявляла себя публика?
- Зритель очень грамотный. Бурными аплодисментами не баловал, как бывает у нас здесь. На наши концерты собирались люди, желающие слышать именно этнику, и они принимали нас с пониманием. Эмоции японцев, несмотря на приветливость, не слишком выставлены напоказ. После концерта они подходили к нам, получить автографы, задать вопросы, обнять, сказать добрые слова. И они давали понять, что были в восторге. Поняла одно: японцы – многогранная нация. Женщины очень красивые. Я осталась довольна этими гастролями.
- Как много сегодня вы отдаете времени репетиционному процессу, и что включает новая концертная программа?
- Репетиционный процесс занимает половину дня. В программе песни на русском и алтайском языках. В том числе и мои авторские песни. Само название концерта уже о чем-то говорит – думаю, многие поняли, о чем я пою. Со мною на сцене была группа «Тала», Марат Попошев, Александр Брехов.
Группа «Тала» мне близка. Есть песни, которые я с удовольствием пою с талантливым музыкантом Романом Саланхановым. Марат Попошев – очень многогранный исполнитель. На сцене он настоящий джентльмен, а в жизни очень скромный человек. Александр Брехов – мой товарищ, друг. Мы с полуслова понимаем друг друга. Кажется, связаны общим духом отношения к жизни. Это прямой и интеллигентный человек, очень трудолюбивый. Очень интересный исполнитель.
- В конце прошлого десятилетия вас признали как «Уникальный голос Азии» на Международном музыкальном фестивале "Шарк Тароналари". Вы ощущаете сегодня это признание?
- Это был удивительный конкурс по своему масштабу, поэтому и признание стоило дорогого. Что касается моего сегодняшнего ощущения самой себя… Оказывается, сейчас нет этого чувства внутри в полной мере. Я прекрасно понимаю, что в музыкальном мире есть богатые голоса. Понимаю, что я несколько «засиделась». Из Японии приехала воодушевленная, получила хороший импульс для творчества. Сегодняшний концерт – некое самооправдание, ведь люди спрашивают, почему здесь не пою? Признаюсь, что нынешний концерт подготовлен исключительно собственными силами. Поэтому он более затратен для меня, чем выгоден – с практической точки зрения. Я выхожу петь ради самой встречи со зрителем.
- Вы мыслите как-то перспективно относительно своего творчества?
- На все нужно столько энергии! Я не загадываю. Не знаю, что будет со мною через минуту. Раньше любила планировать. А сейчас думаю, дай Бог, чтоб здоровье не подводило, и с голосом все хорошо было. Эта тема связана для меня с духовными вопросами. Читаю Библию. Прикосновение к ней помогает осознать какие-то вещи на ином уровне. Благодарна Богу, что он открывает мне глаза, душу. Я смотрю сегодня в этом духовном ракурсе и на свою жизнь, на испытанные падения, взлеты. Не ощущаю никого своим врагом. В творчестве остается та же задача – говорить правду. Передать свой внутренний огонь.
- Сегодня как бы вы ответили на вопрос, в чем сила женщины?
- Это великая сила. Я ее прекрасно осознаю, восхищаюсь ею. Она безгранична. Иногда мне кажется, что эта сила держит мир. Но на первое место я не поставлю женщину даже как носительницу этой силы. На первом месте – мужчина. Женщина – помощница своего мужа, своей половины. Она своей силой должна помогать, чтобы через нее вершились великие чудеса! Через ее скромность, величие, смирение, терпение. В женщине столько богатства заложено! Это чудо, созданное Богом!
- Перемена ролей, которую мы часто сегодня наблюдаем, иногда слишком выразительна. Как вы думаете, почему?
- Увы, часто женщина не дает развиваться мужчине, недооценивает его, стремится занять главную позицию. И мир переворачивается. Отдайте первенство мужчине, и будет абсолютное равновесие. Мужчина и женщина – две разные стихии, и они способны быть в гармонии.
Мне сегодня хочется сказать о том, что многое как женщина я могла бы не понять, если бы не было рядом такого мужчины, как мой супруг. Он очень помогает мне. Вместе с тем требователен. Вячеслав – глубоко творческий человек, и в каких-то вещах разбирается гораздо лучше меня. Спасибо ему, что он рядом. Спустя двенадцать лет (мы вместе все это время) имею право сказать это открыто.
- Вы для самой себя предсказуемы сегодня?
- Сегодня я, конечно, лучше знаю свои грани. Знаю, где остановиться или продолжить, где можно что-то сказать или промолчать. Поэтому для себя я скорее предсказуема.
- Есть люди в искусстве, которые становятся со временем явлениями. Масштаб их таланта и степень спаянности с искусством позволяют их таковыми считать. Кто для вас такие люди?
- Нонна Мордюкова. Ее женский и актерский талант был подчинен искусству всецело. Игорь Тальков стал таким человеком для меня в исполнительском искусстве. Александр Малинин – также. Рада, что его песни есть и в моем исполнительском репертуаре.
- В чем истинное мастерство вокалиста?
- Умение спеть от души – это первое необходимое условие. К сожалению, так не все могут. Второе – богатство голоса по своим возможностям. Слияние этих характеристик и создает силу вокалиста.
- Когда вы выходите на сцену, так или иначе, примеряете разные образы героинь исполняемых песен. Актерски вокалисту нужно проявлять себя?
- Мечтаю сыграть какую-нибудь драматическую роль. (Кто бы меня пригласил?!) Я бы многое могла показать. Когда в Питере училась в творческой мастерской, педагог Рубина Рубеновна Калантарян, «открывшая» во мне колоратурное сопрано, предложила сделать сцену, в которой можно было проявить грустные переживания. Вы знаете, тут же слезы покатились из моих глаз… Я понимаю актрис, потому что представляю себя больше не столько как певица, а как актриса. Свои песни глубоко переживаю, и, надеюсь, зритель это чувствует.
…Мне ближе ее образ как женщины-птицы. Недаром «Журавлиный крик», исполняемый Тандалай, показывает ее мощный вокальный диапазон и позволяет зрителю проникнуться ощущением сакральной глубины женской души, которая – то теплая река, то танцующий огонь, то ночная земля, а порою – зовущее небо. Раиса Модорова известна и своим прекрасным голосом, и своим периодическим молчанием.
Казалось бы, у нее есть все, чтобы не сходить со сцены, но она бывает на ней в последние годы все реже. Одиночное плавание требует попутного ветра. Попутный ветер иногда почему-то странно обходит стороной паруса. И мы как будто ничего не понимаем. Делаем вид, что отсутствие Раисы Модоровой на сцене – ее личный выбор. Возможно, в этом тоже есть правда. В конце концов, когда ты в одиночном плаванье, то тебе одному и тянуть свои проекты, когда захочешь на сцену. А легко ль это? Уфф, нелегко.
«…Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно, и быть богатым – но не красть, конечно, если так возможно…» – пела Раиса Модорова со сцены национального театра в прошлую субботу.
Александр Брехов и Марат Попошев также в одиночном плаванье. Марат, с его превосходными вокальными данными, вынужден сегодня зарабатывать на жизнь вне сцены. Музыкант и поэт Александр Брехов себя чувствует «невольным эмигрантом на родине» и почти не показывается зрителю, обучая мультинских детей игре на гитаре и не прекращая писательскую работу.
«После этого концерта мы поняли: ничто не умерло в нас, – говорит он. – Но организовывать такие концерты без поддержки очень трудно. Самое главное, что мы живы, что вспоминаем, для чего родились. Чтобы войти в хорошую форму, надо дать пять таких концертов. И вот тогда сам чувствуешь, что ты своим исполнением будто ворожишь… А поддержка важна. Хочется зрителю дарить живое искусство. Так куда пойти артисту с этим желанием, когда ты вне структур?»
Снова вопросы. Возможно ли, например, повторение концертной программы Раисы Модоровой «Дай Бог» со своими единомышленниками? Когда будет творческий вечер Александра Брехова? Сольная программа Марата Попошева? Когда без напряжения, ненужной раздачи нервов артисты, находящиеся «по воле волн» в одиночном плаванье, смогут спокойно выходить на сцену, делиться тем, что умеют делать лучше всего?.. Не выразить словами, как кричит Тандалай своим «журавлиным криком». Зрители от него немели не так давно в Японии. А она исполняет и уходит со сцены – маленькая, изящная. Возможно, с мыслью о том, насколько за спиной сильны аплодисменты и о том, когда в следующий раз она сможет шагнуть на эту сцену. Женщиной-птицей, женщиной-рекой, женщиной-небом.
Раиса Модорова (Тандалай). Певица с фантастически широчайшим диапазоном голоса в 5 октав родилась и выросла в селе Мендур-Соккон Усть-Канского района. В 1987 году окончила Барнаульское культпросветучилище, дирижерско-хоровое отделение. Позже работала в межрайонной концертной бригаде, затем в ансамбле «Алтай».
1999 год. Региональный конкурс «Сибирь Молодая». Обладатель Гран-При.
В 2001 году – первый сольный концерт в Горно-Алтайске. С 2004 года несколько лет работает в Москве в направлении этно-музыки, участвует в различных проектах. Работала в составе группы «Ойойым».
1994 год. Республиканский конкурс «Ырысту». Обладатель Гран-При.
Международный конкурс «Азия Дауысы». Обладатель специального приза жюри. (Алма-Ата, 1995 г.)
Международный фестиваль «Саянское кольцо». Обладатель главного приза в номинации «За верность традициям». (Шушенское, 2005 г.)
Международный фестиваль национальных искусств «Красота спасет мир». Обладатель Гран-При в номинации «Профессиональные вокалисты, фольклор». (Москва, 2006 г.)
Международный фестиваль-конкурс мировой музыки «Шарк Таронолари», Обладатель титула «Уникальный голос Азии». (Самарканд, 2007 г.)
За рубежом выступала на сценических площадках Финляндии, Норвегии, Украины. Второе образование: АГАКИ, народно-хоровое отделение.