В 1912 году алтайский художник Григорий Гуркин обдумывал план трехлетней «кругосветки» для показа своих картин в Японии, Северной Америке, Европе (Лондон, Париж, Берлин) и в двух русских столицах, сообщала «Сибирская Жизнь» (1912, №147).
К сожалению, задуманная поездка не состоялась, и мир не увидел Алтай глазами алтайца, но, как считает профессор Горно-Алтайского университета Павел Алексеев, плотная работа над картинами в течение трех лет привела к успешной (3-й по счету) персональной выставке в Томске в 1915 году. Сейчас даже трудно представить ее масштабы: 453 полотна; при этом содержание работ помогло томским журналистам вывести формулу, определяющую творческий почерк мастера:
«Служение искусству и родине для Гуркина — это одно и то же. Он пишет Алтай, как другой писал бы одухотворенный портрет возлюбленной. Гуркин и Алтай неотделимы. Лучшее у него – Алтай, и никто не дал нам на ту же тему ничего приближающегося по значительности к его «Хану Алтаю». Это не пейзаж, это реализация на полотне страстной любви художника к обожаемой им родине...» (Цит. по «Сибирской Жизни», 1915, №60).
На репродукции: Г.И. Гуркин. «Телецкое озеро» (1912).