Лоскутное рукоделие (пэчворк) обращает наш взгляд в прошлые века. Оно, как мы знаем, было связано с перешиванием старых вещей, с подновлением одежды в крестьянских семьях. Если учесть, что ткани использовались натуральные, то они могли выдержать весьма долгую жизнь… Искусствовед Юлия Иванова, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества, приехавшая к нам из Москвы с новой экспозицией, рассказывает о ней:
- В «Лоскутной мозаике России» представлены работы разных авторов. Мы привезли только небольшую часть экспозиции – это действительно капелька от огромной передвижной выставки, которая показывает творчество разных авторов из многих уголков нашей страны. Здесь, на выставке в музее имени А.В. Анохина – работы из Санкт-Петербурга, Мурманска, Башкирии и Республики Коми. Тринадцать экспонатов – большие красочные панно, которые выполнены в современных техниках лоскутного шитья.
Сегодня чаще встречается понятие пэчворк – то же самое, что и наше традиционное лоскутное шитье, в основе которого лежит способ стачивания небольших кусочков ткани. Отношение к лоскутному шитью у нас в стране было не совсем положительным, поскольку раньше считалось, что сшивать лоскутки – признак бедности. В деревнях прекрасные лоскутные одеяла сейчас найти практически невозможно, а ведь это – наша традиционная культура. К счастью, она потихонечку возрождается мастерами, которые оценили красоту и своеобразие пэчворка. На выставке такие современные и красивые одеяла для детских кроваток – есть.
Каждый кусочек ткани – особый мир, ведь художник, который создает ткань, вкладывает туда частицу своего сердца. Когда они соединяются вместе под руками мастерицы, происходит процесс передачи душевного тепла. Это – как благопожелание…
Очень интересны работы из Башкирии, возрождающие традиционный национальный орнамент и приемы шитья. К сожалению, многое было забыто. На выставке мы видим изделия и в виде аппликации. Представлена техника лоскутной мозаики – когда стачиваются кусочки ткани так, что не видно швов, и получается красивое мозаичное панно. Есть и новые приемы, сегодня очень востребованные. Это имитация ткачества. Используется сочетание разных материалов. Прозрачные ткани накладываются друг на друга, получается эффект мерцания…
Еще мы показываем в экспозиции пять панно из серии «Солнце. Ярило. Гелиос». Это произведения, созданные квилт-клубом из Санкт-Петербурга. Все они выполнены, как вы поняли, на тему солнца. Каждый автор решает ее по-своему. Было много прочитано литературы, изучено орнаментальных мотивов – солнце всегда являлось особым оберегом. И получились яркие, сочные вещи, радующие глаз. Это машинное и ручное шитье.
Также мы сюда привезли две работы: «Шаман» Светланы Тригубовой из Республики Коми и еще одну - «Зов предков», на тему неолита – из Гатчины. Это техники аппликации и вышивки. Мастерицы любят использовать в процессе творчества бисер, пуговицы, тесьму, различные дополнения, которые делают работы волшебными. Название выставки «Лоскутная мозаика России» говорит не только о технике, но и показывает разнообразие возможностей лоскутного шитья разных мест России. Некоторые авторы не имеют профессионального образования, но благодаря своему увлечению они чувствуют себя настоящими творцами.
Наш проект работает с 1997 года. Биеннале проходит один раз в два года – на нем собираются лучшие российские произведения. Потом избранное показывается в Москве, а затем и по стране. Небольшая частица их – теперь в вашем музее. Будем рады, если выставка понравится и побудит кого-то к творчеству…