Пакт Рериха представлен в Горно-Алтайске

Екатерина Сергеева
09.07.2014

Просмотров:

2686


В Национальном музее открылась выставка «Пакт Рериха. История и современность», представленная преимущественно постерами, отражающими фотодокументальную часть событий, связанных с этим соглашением, и непосредственно содержание документа. На некоторых из них – изображения работ Николая Рериха. («Увы, ни одного подлинника!» – грустно сказала одна из посетительниц).

Те, кто не имеет представление об этом документе, могут теперь познакомиться с ним. Можно, конечно, открыть интернет и быстро все прояснить. А можно побродить по двум просторным залам музея, вместившим экспозицию, в которой всё призвано возвратить нас к событиям первой половины прошлого века, когда не только у Николая Рериха, но и у многих других представителей мировой общественности душа болела за сохранность памятников культуры. Есть ли сегодня такие люди? Конечно, есть. И их немало. Потому и идеи Рериха, собранные в этом Пакте – актуальны. Он просто стал источником «концепции», а другие подхватили. То, что персона Николая Рериха не только авторитетна, но и окутана высокой тайной человека, причастного к особому знанию, делает все события вокруг него даже в чем-то интригующими.

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты», – писал Николай Рерих.

«Пакт Рериха» – это договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Как и почему он возник? Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н.Рериха ещё в 1899 году, и он начал активно говорить об этом. В начале прошлого века он отправился с женой Еленой в путешествие по сорока древнерусским городам. Во время путешествия создал много архитектурных этюдов. Восхищаясь красотой памятников, Рерих писал: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».

Позже он выступил в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране. Идея о необходимости соглашения по охране памятников позже яснее оформляется им: «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…»

К этой проблеме Н. Рерих возвращается в 1929 году, после завершения Центральноазиатской экспедиции. По его поручению юристы-международники доктор Г.Шклявер и профессор Ж. Ла Прадель разработали проект Пакта в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию... наций». Проект был опубликован в американской и европейской прессе и сразу же привлек к себе большое внимание как выдающихся деятелей науки и искусства, глав государств, так и мировой общественности.

Инициатором подписания Пакта выступил Музей Рериха в США – в целях обеспечения охраны в случае угрозы всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности. Так было принято решение заключить соответствующий договор, который бы придал официальную форму положениям Резолюции, одобренной 16 декабря 1933 года всеми государствами, представленными на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео.

«Пакт Рериха» был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. США и представители 20 стран Центральной и Южной Америки подписали этот документ. По всему миру в газетах были опубликованы материалы, касающиеся этого исторического дня. Во время подписания договора Н.К. Рерих находился с экспедицией в Монголии. Он вёл активную переписку и был информирован о ходе продвижения Пакта. В торжественный день подписания соглашения он писал:

«Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, всё равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры… Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет! Свет побеждает тьму».

Советский Союз договор не подписал, но в ряде стран, после его заключения, были приняты резолюции в поддержку Пакта Рериха.

В одной из статей договора сказано, что «для обозначения памятников и учреждений может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору». Что это за отличительный знак, знают все, кто является поклонниками учения Рериха.

Для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих.

За Пактом Рериха стоит имя его инициатора – великого художника и ученого, все его творчество, мысли и жизнь, посвященная служению человечеству. Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» проходит в разных городах, привлекая внимание к актуальной теме сохранения памятников культуры. Он стартовал в 2012 году в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО. И сегодня, благодаря работе Международного Центра Рерихов, мы можем познакомиться с уникальными документами и историей создания Пакта.

 

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?