— Мне кажется, что Горному Алтаю нужен сейчас самый привлекательный имидж, который уводил бы наших соотечественников от того негатива, который связан с нашим регионом. Давайте вспомним, в каких случаях Республика Алтай «звучит» в тех СМИ, которые принято называть федеральными. За редкими исключениями, это поток негатива, будь то катастрофа Ми-8 на горе Чёрная, поиски затонувшего катера на Телецком озере или поисково-спасательные работы в районе Белухи, а ещё раньше – гибель семьи омского журналиста, арест Лимонова на пасеке в Усть-Коксинском районе и т.д.
Живя вдалеке от Горного Алтая, поневоле отслеживаешь все события, так или иначе связанные с нашим регионом, и то, как рассказывают (а главное – что именно рассказывают) о Республике Алтай, наводит временами на грустные размышления. Почему так мало упоминаний о культурно значимых событиях? Насколько мне известно, в республике проводится много фестивалей, спортивных праздников – но знают об этом лишь те, кто стал их завсегдатаями, и кто привык к поездкам на Алтай каждое лето. Мне кажется, что работать лишь для таких «избранных» в наше время чересчур дорогое удовольствие.
— Виктор Алексеевич, а каким видится Вам будущий проект «Манжерок: воспоминание о будущем»?
— Это пока рабочее название, и говорить о каком-либо содержании этого фестиваля было бы преждевременно. Мне кажется, что министерству культуры РА во главе с Владимиром Кончевым необходимо в кратчайшие сроки просчитать: будет ли это фестиваль искусств или, может быть, на первых порах это будет пока фестиваль песни? Если будет сделан выбор в пользу песенной направленности, то насколько возможно проведение турслёта в дни фестиваля с участием звёзд авторской песни? Каким должно быть ключевое событие на фестивале в Манжероке?
Чем привлекателен песенный фестиваль? Мне кажется, что самый демократичный жанр музыкального искусства помог бы на первых порах привлечь внимание к Манжероку со стороны десятков, а может, и сотен тысяч туристов и отдыхающих. Со своей стороны я готов обеспечить участие в самом первом фестивале (а он мог бы состояться уже летом 2012 года) прославленной нашей певицы Эдиты Пьехи, которая первой исполнила знаменитую песню о Манжероке, прогремевшую тогда на всю страну. Я хорошо помню, какой всплеск интереса к Горному Алтаю – наравне с шукшинским фильмом «Живет такой парень…» - вызвала эта замечательная песня.
— Вы согласны, что наш фестиваль в случае его организации с самого начала должен поднимать для себя самую высокую планку?
— Да, мы говорили на эту тему с коллегой Ралифом Сафиным, и он готов привлечь к участию в нашем фестивале известных певцов и музыкальных коллективов, тем более, что такой опыт у него уже есть. Министерству культуры РА нужно проявить сейчас как можно больше фантазии, если угодно, даже какой-то мозговой штурм предпринять, чтобы выработать привлекательную концепцию будущего праздника. И при этом чётко сказать, какова цена вопроса.
Могу сказать, что на уровне Министерства культуры России я готов продвигать эту концепцию, и уверен, что добросовестная работа всегда получит там хорошую поддержку. Кроме федерального министерства нам смог бы помочь «Газпром», не исключаю также живого интереса со стороны Сбербанка России, а может, даже «Интуриста». Всем, кто уже пришёл в Горный Алтай и развивает здесь турбизнес, концепция нового фестиваля будет интересна. Везде в мире это есть, и когда происходит совпадение интересов власти и бизнеса, выгоду и пользу от этого получают все.
— Насколько новый проект может быть связан с перспективами развития туристско-рекреационной зоны в Майминском районе?
— Связь в данном случае самая прямая и непосредственная. Мы должны уже сегодня думать о культурной составляющей алтайского туризма, и стремиться к тому, чтобы он имел собственные черты и чтобы не был похож на туризм в соседних регионах. Эдита Пьеха исполнила песню о Горном Алтае, которая никак не связана ни с каким соседним регионом, и мы обязаны воспользоваться таким брендом Манжерока, который даже «раскручивать» не нужно! В городах центральной России власти самым серьёзным образом думают над тем, как бы привлечь туристов, а здесь у нас придумывать ничего не нужно — привлекательный образ уже есть.
В соседней с нами Латвии даже в годы самых непростых отношений с Кремлём властям этой страны даже в голову не приходило ограничить каким-то образом «влияние», которое могли оказывать на местное население артисты из России. Все прекрасно понимали: массовые концерты — это всегда хорошие деньги; вокруг фестивальной Юрмалы давно сформировалась своя инфраструктура, сложился рынок услуг, и это можно только развивать. Кстати, здесь на Алтае хороший опыт накоплен в Белокурихе, а с некоторых пор центром фестивалей становится малоизвестный в прошлом городок Яровое. Я не понимаю, почему Горный Алтай до сих пор отстаёт от степного Алтая.
— У нас в Прибалтике в своё время центром театральных фестивалей была Литва, а теперь намечается их перемещение в финский городок Иматра, и это происходит только лишь потому, что власти решили создать для своего городка именно такой имидж…
— Да, я бывал там. Иматра хорошо известна, кроме того, как место проведения замечательных джазовых фестивалей, и у меня много друзей там. Вот здесь в Горном Алтае проводились молодёжные рок-фестивали, они и сейчас проводятся, правда, с меньшим размахом, и ещё люди едут в Горный Алтай на фестивали бардовской песни. Не знаю, нужно ли всему этому стихийному движению какое-то общее руководство, над этим предстоит подумать, чтобы сохранилась нынешняя атмосфера алтайских фестивалей. Но зарубежный опыт учит нас тому, что власть должна учиться у организаторов таких праздников и находить варианты сотрудничества. Вот это очень важно для нас.
Совсем недавно появился у нас ГЛК «Манжерок». И теперь встаёт проблема: как обеспечить на таких объектах организованный зимний туризм? Совсем недавно у нас тут не было аэропорта, способного принимать большие самолёты. Теперь аэропорт есть, но для того, чтобы он не простаивал, для того, чтобы он всегда был загружен, местным властям надо шевелиться и придумывать много такого, как фестиваль в Манжероке.
С одной стороны, праздник песни вроде бы нетрудно организовать: пригласить именитых артистов, позаботиться о том, чтобы все билеты разошлись… Но я хорошо помню, каких денег стоило нам приглашение певицы Валерии на торжество в Горно-Алтайске, которое устраивал «Газпром». Или, скажем, Лайма Вайкуле за выступление в любом регионе центральной России запрашивает порядка $20.000. Сюда в Горный Алтай приглашение таких «звёзд» будет ещё дороже.
Поэтому я ещё раз должен повторить: коль скоро идея фестиваля в Манжероке находит поддержку, её надо самым тщательным образом обосновать. Есть, как известно, система грантов на федеральном уровне, есть варианты частно-государственного партнерства. В любом случае нужна программа плюс чётко расписанная смета расходов. А деньги всегда найдутся, если идея встретит поддержку во всех заинтересованных структурах.
— Известно, что наш регион в последние годы участвует в масштабном проекте «Наш общий дом — Алтай», и фестиваль в Манжероке мог бы получить поддержку в соседних странах. Как Вы считаете, это возможно?
— Нет, это должен быть фирменный знак исключительно Республики Алтай, а что мы можем увидеть в рамках «общего дома»? Боюсь, что фестиваль может стать обезличенным, а вот этого как раз и не нужно республике. «Славянский Базар» тем и интересен до сих пор, что он сохраняет своё лицо. Или взять «Саянское кольцо»: такой фестиваль возможен только в Сибири. По-моему, надо ориентироваться именно на это.
Фестиваль песни, как я уже сказал, на редкость демократичен. Что это означает? А то, например, что в дни его проведения художники Горного Алтая могут работать на пленэре, предлагая свои работы гостям фестиваля, и одновременно могут проходить выставки-продажи их полотен. Фестиваль может проходить на разных площадках: в одном месте собираются любители эстрадной песни, в другом – ценители фольклора, а дальше – поклонники джазовой песни, ещё дальше – любители авторской, самодеятельной песни…
Горный Алтай может и должен прозвучать на всю Россию. Уже само название «Манжерок: воспоминание о будущем» нацелено на перспективу. В октябре мы впервые обсуждали эту идею со спикером республиканского парламента Иваном Белековым, а сейчас я вижу, что она поддерживается по всей республике. В дни проведения фестиваля можно организовать показы новых фильмов об Алтае, показать классику отечественного кино, связанную с нашим регионом. Здесь могут проходить и тематические выставки – такие, как, например, «Алтай мистический». Нужна своего рода романтизация региона, нужен поиск того, что выгодно отличало бы республику от соседей.
— Виктор Алексеевич, как Вы думаете, насколько реально проведение первого фестиваля уже летом будущего года?
— Всё будет зависеть только от расторопности министерства культуры РА во главе с Владимиром Кончевым. Нужна такая концепция, в которой мы увидим некий музыкальный ключ, открывающий богатства культуры Горного Алтая, его притягательность. В эту работу хорошо бы вовлечь всех мастеров искусств республики, посмотреть на опыт других регионов. Например, в Костроме блестяще проходят фестивали, на которых гостям показывают исторические сцены. Здесь на праздниках «Эль Ойын» тоже есть такой опыт. Как использовать его при разработке новой концепции? Это тоже вопрос, который предстоит обсуждать.
Я знаю, что в республике проходят фестивали сказителей, которые вызывают неизменный интерес со стороны ценителей фольклора и специалистов, изучающих алтайский кай. Понятно, что такой фестиваль нельзя ни в коем случае превращать в «массовку», но я бы предложил показывать в Манжероке некоторые выступления кайчи – для того, чтобы туристы приобщались к традиционной культуре алтайского народа.
Позиция федерального центра предельно конкретна: под любой интересный проект деньги есть, но он должен быть просчитан, мотивирован и, конечно, защищён. Да, будущим летом это вполне реально, но при одном-единственном условии: концепция должна поступить на рассмотрение в Министерстве культуры РФ к началу марта. Хотелось бы верить, что к этому сроку мы успеем.