Летом 2007-го высокогорная Чуйская степь встречала команду режиссёра Александра Зельдовича, который приехал снимать свой новый фильм «Мишень» — футуристическую мелодраму, повествующую о сложности человеческих взаимоотношений. Способен ли человек, сменив свою кожу, обрести в аномальной зоне новую душу? Сюжет в лучших традициях «Соляриса» и «Сталкера».
…Действие фильма происходит в процветающей России 2020 года. В основе политической системы лежит понятие «экологической демократии», когда каждый занимает место, определяемое его способностями. Раз в четыре года жители страны сдают экзамен, подтверждающий их статус в социальной иерархии.
Главные герои ленты принадлежат к элите общества. Обладая всем, что можно купить за деньги, они хотят чего-то большего. Министр природных ресурсов, его жена, брат жены, популярный телеведущий и офицер таможенной службы отправляются на Алтай... Оно и неудивительно: в последние годы редко кто из путинских министров не бывал в горах Алтая, а про телеведущих – от Сенкевича до Диброва и Дубовицкой — говорить и вовсе не приходится, тем более об офицерах-таможенниках.
Режиссёр фильма, известный по картине «Москва», и сыгравший одну из ролей в «Баязете», приехал снимать новый фильм в одном из наиболее живописных мест Горного Алтая, расположенном в районе села Тобелер.
Съёмочная группа работала в горах Алтая с начала августа до конца сентября, когда в природе властвовала золотая осень. Это фильм, интригующий своим сюжетом и завораживающий красотами Горного Алтая, писали год спустя многие СМИ, предвосхищая его выход на киноэкраны до конца 2008-го. Но вышла задержка.
Российская премьера «Мишени» состоится только сейчас в рамках 33-го Международного Московского кинофестиваля, а с 30 июня начнётся её показ в российских кинотеатрах. Впрочем, кинолента «Мишень» уже участвовала в программе «Панорама» на 61-м Берлинском международном кинофестивале в феврале этого года. А тему нового фильма, который относится к редкому в современной индустрии жанру — антиутопии — режиссёр картины Александр Зельдович перед ее сдачей в прокат обозначил весьма оригинально: «Бог — это не супермаркет!»
Не вдаваясь в подробности сюжета, режиссёр фильма рассказывает: «Мне хотелось бы сохранить интригу, поэтому могу лишь сказать, что компания молодых, состоявшихся и состоятельных людей, у которых есть всё, кроме счастья и уходящей молодости, едет на Алтай. Там, в горах, на секретном объекте, сохранилась ещё с советских времён установка по изучению космического излучения. Местные жители называют ее "Мишень" и считают, что человек, пробывший некоторое время внутри "Мишени", перестаёт стареть».
Героине актрисы Нины Лощининой — пятьдесят лет…
"Герои испытывают на себе эти свойства установки и действительно начинают меняться - как внешне, так и внутренне", - добавил он. Рассказывая ранее о "Мишени", её продюсер Дмитрий Лесневский отметил, что на сегодня это единственный фильм, который он решил ставить в России – все остальные у него на студиях Голливуда.
Исполнитель главной роли Максим Суханов (слева) известен российскому зрителю по фильмам «20 сигарет», «Знаки любви», и особенно – по картине «Страна глухих». Помимо Суханова, в "Мишени" задействованы Джастин Уодделл (Великобритания), Виталий Кищенко ("Отрыв", "Литовский транзит", «Чудо», «Изгнание»), Данила Козловский ("Гарпастум", премия Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую мужскую роль), Даниэла Стоянович (Сербия, "Багровый цвет снегопада" – совместное производство с Россией) – на снимке справа, Нина Филимошкина ("Простые истины", "Клуб").
Бюджет картины режиссер решил не раскрывать, но отметил, что для России он довольно большой. Режиссер А.Зельдович отметил, что "Мишень" выйдет с большим перерывом после его предыдущего фильма - "Москва" (2002), где снимались Татьяна Друбич и Ингеборге Дапкунайте. Сценарий "Москвы", как и сценарий "Мишени", Зельдович написал вместе со скандально известнымВладимиром Сорокиным.
"Я так долго ничего не делал в большом кино, потому что никак не мог найти подходящего сценария, с которым хотелось бы поработать. Но два года назад у нас с Сорокиным родилась идея, с которой мы пришли к продюсеру Дмитрию Лесневскому. Ему понравилось, и он дал добро на картину. Мы написали сценарий", - объяснил режиссер.
К этому стоит добавить, что «добро» на съёмки они получили у известного продюсера, который когда-то открыл Андрея Звягинцева с его «Возвращением».
На радио «Эхо Москвы» В.Сорокин уточнил, что сценарий фильма не имеет никакого отношения к его рассказу «Мишень». И далее писатель заявил, что «это будет сильное и красивое кино – я видел материал...»
Итак, Россия, 2020 год. В стране торжествуют стабильность и процветание, найден уникальный вариант общественного устройства, гарантирующий справедливое распределение общественных благ. Герои фильма обеспечены, влиятельны и, казалось бы, счастливы. Но их молодость уходит, а любовь со временем потеряла былой накал. Они не могут с этим смириться и отправляются в горы Алтая...
В Москву герои возвращаются совсем другими, абсолютно счастливыми людьми. Но вместе с чувством бесконечной свободы и силы до предела обостряются черты характеров и скрытые страсти героев. Каждый из них оказывается один на один со своим взбунтовавшимся "Я".
Съёмки фильма проходили в Москве, Подмосковье, в Горном Алтае (у самой границы с Монголией), на Камчатке, в Англии и Гонконге. "Объектов было много, - говорит режиссер А.Зельдович. – Под Лондоном мы снимали ипподром "Кэмптон-парк", в Гонконге – заготовки для графики, какие-то фоны снимали на Камчатке.
Горный Алтай был прописан в сценарии с самого начала. Мы искали некую высокогорную местность. Кавказ не подходил по фактуре и условиям. Я прочитал где-то про Чуйскую степь – черную степь, окруженную розовыми горами. Это в Горном Алтае. Потом мы поехали туда и выяснили, что это именно то, что нам нужно. Там невероятные места. Туда редко кто доезжает: 800-850 километров от Барнаула, высоко в горах..."
Замысел картины возник в декабре 2005 года. Съемки начались в апреле 2007-го. Актеров на главные роли искали почти 8 месяцев. Вот как рассказывает сам А.Зельдович о кастинге и об актёрах:
"Мы подбирали коллективное лицо картины. На роль Зои мы сначала пробовали российских актрис, но позднее решили расширить географию поисков. В первой же папке, пришедшей от английского кастинг-директора, мы нашли информацию о Джастин Уодделл (на снимке ниже). Актриса была утверждена.
Роль Виктора, мужа Зои, я предложил Максиму Суханову. Мы нашли общий язык, и мне кажется, у него получается выдающаяся работа. Про Даниэлу Стоянович я прочитал в интернете. Я узнал, что она сыграла в последнем фильме Владимира Мотыля, захотел познакомиться.
Данила Козловский работает в театре Льва Додина. На первой же встрече он произвел на меня впечатление тем, как он реагирует и слышит. С ним было интересно работать, это было настоящее соавторство, несмотря на разницу в возрасте. Виталий Кищенко – исключительный артист, уже состоявшаяся "звезда" российского кино. Нина Лощинина – ещё одно человеческое и профессиональное открытие. Артистка исключительного ума и таланта".
Если же говорить о конструкции аномальной зоны, то размер мишени в диаметре – более одного километра. Меньшая часть конструкции была привезена в район Тобелера из Москвы. Всё остальное "достроено" с помощью компьютерной графики.
Музыка к футуристической драме «Мишень» старомодна, сказал в одном из недавних интервью композитор фильма Леонид Десятников. "Это сознательный ход: если бы музыка пыталась имитировать музыку будущего, то она очень быстро бы устарела», - сказал композитор, писавший в своё время саундтрек для «Москвы».
Английская актриса Джастин Уодделл с начала съёмок учила русский язык, чтобы впоследствии озвучивать свою героиню. Если такое действительно
произойдет, то этот случай станет первым в истории мирового кинематографа. И, кажется, в трейлере к фильму звучит именно её голос.
По материалам СМИ подготовил Н.ВИТОВЦЕВ.