Михаил Задорнов считал Алтай своим «местом силы»

Николай ВИТОВЦЕВ
04.04.2023

Просмотров:

1051



В личном блоге Михаила Задорнова сохранилась запись от 18 декабря 2016 года — «Задорные путешествия. Алтай». В сообществе «Алтайское краеведение» на Вк собраны высказывания признанного мастера афоризмов о нашем замечательном крае. Известны, кроме того, его путевые заметки «Путь к себе» — тоже об Алтае. В Барнауле, Горно-Алтайске, в деревнях к северу и югу от Долины Свободы много людей, которые помнят Михаила Николаевича, и один из них дал мне адрес вдовы сатирика, писателя и исследователя — Елены Владимировны Бомбиной.

В начале года мы какое-то время переписывались, вместе работали над вопросами-ответами, и вместе с фотографиями, которые пришли из Москвы и Риги, воспоминания близкого человека помогают нам лучше понять творчество Михаила Задорнова, который вовсе не развлекал нас, а всякий раз предлагал вместе подумать, почему мы такие, что нас отличает от других, и что ждет впереди.



— Елена Владимировна, прежде всего хотелось бы узнать у Вас, был ли интерес Михаила Задорнова к востоку России и, в частности, к Алтаю итогом его собственных поисков или это стало результатом общения в том круге, который складывался на протяжении многих лет?

— По поводу пробуждения у Михаила Николаевича интереса к востоку России и Сибири: пусть не покажется странным, но оно уже было запрограммировано у него с самого рождения. Изначально интерес к этим местам  пробудил отец — писатель Николай Задорнов и его первые книги об освоении Дальнего востока и Сибири: «Амур-батюшка», «Золотая лихорадка», «Далекий край».  Для него это были  родные места.

Михаил Задорнов у памятника отцу в Хабаровске

После окончания школы Николай Задорнов работал актером и режиссером в театрах Дальнего Востока и Сибири, а позже - корреспондентом и журналистом в сибирских газетах.  Отсюда такое знание, любовь и понимание значимости этих мест. Отец Михаила был потрясающим рассказчиком и мог часами рассказывать сыну в детские годы о героях, переселенцах и первопроходцах Сибири. Поэтому можно смело сказать, что  это особое уважение и поклонение Сибири привил Михаилу Задорнову именно его отец.

Михаил часто бывал на гастролях по Сибири и Дальнему Востоку. И считал этот край, как сейчас модно говорить,  своим «местом силы». Успел и меня с нашей дочкой влюбить в эти места и показать всю красоту и мощь Сибири.



— У нас на Алтае в последние десятилетия работали такие известные исследователи, как А.Асов, М.Аджи, Х.Аргуэльес, Э.Мулдашев, Г.Сидоров, Л.Шапошникова и многие другие. Кто-нибудь оказывал влияние на Михаила Николаевича в отношении Алтая? Чем привлекал его наш регион?

— После концертов к нему часто за кулисы приходили  поклонники-сибиряки и приносили книги Асова, Мулдашева и многих других исследователей и писателей, спрашивали его мнение по поводу «Велесовой книги». Так что Михаил, естественно, был в теме. Его пытливый ум заставлял узнавать много нового по этим вопросам, знакомиться с теми, кто занимался исследованиями и популяризацией этих тем.



— У нас на сайте был ряд публикаций на эту тему, вот одна из них. И в связи с этим вопрос: Михаил Николаевич что-нибудь рассказывал об этой истории?

— История, как у него в сибирской глухомани произошла загадочная встреча с таежной Ведуньей, и что именно она включила ему родовую  память и чувствование родного языка — это часть творческого вымысла. Но не  на пустом месте. Рядом с Михаилом часто в поездках по Сибири   появлялись необычные и, возможно, посвященные люди, которые делились своими знаниями, приобщали его к этим темам. Образ таежной Ведуньи у поклонников Михаила вызывал особый интерес. Он знал это и потому написал книгу «Поцелуй ведьмы», где в литературной форме описал эту загадочную встречу и поделился историей, как у него включился слух на славянские темы.

Могу сказать, что таежная ведунья — это собирательный  литературный образ всех далеко не случайных людей, которые ему помогли получить  новые знания.

В своих путешествиях по Алтаю Михаил Задорнов ничем не выделялся среди туристов



— Какими были взгляды Михаила Николаевича на Сибирь, Алтай? Что его больше увлекало — открытия лингвистов, историков или археологов? Какие из книг по этой тематике он называл чаще других?

— Интерес к Алтаю тоже был неслучайным. Он понимал, что мир истощился и трещит по швам. И что именно таким мистическим местам, как Алтай,  Байкал, как впрочем, и всей Сибири отводится роль «Ноева ковчега». И ему, конечно, захотелось самому почувствовать силу этих мощных сибирских  мест. И их особую миссию. И если раньше в Сибирь ссылали, то теперь здесь ищут спасения. Вот она – ирония Земли!

В его жизни  и творчестве далеко не неслучайным человеком был писатель  Сергей Алексеев. А он, безусловно, человек посвященный и ведающий. И об этой дружбе Михаил тоже мог бы написать целую книгу. Но - не успел.

К тому времени он уже начал интересоваться ведическими темами. И, может быть, «третье ухо» у него еще не открылось, но уже свои два включились и заработали. Сергей много рассказывал о том, как на него повлияли ведические книги  Светланы Жарниковой. Михаил тоже увлекся этими темами поиска прародины ариев. Позже собирался даже на эти темы  снимать документальный фильм. Но, увы, не успел…



—  В одном из интервью писатель Сергей Алексеев рассказывает о своих встречах с Михаилом Николаевичем, но его воспоминания носят общий характер. Хотелось бы услышать от Вас подробности их общения, особенно в период, когда Сергей Трофимович жил в Вологде…

— Их знакомство было только на поверхности случайным. Расскажу предысторию их встречи. Много лет назад, когда у Михаила  только начинался громкий эстрадный успех, его отец Николай Павлович редактировал книгу молодого сибирского и неизвестного на то время писателя из Томска — Сергея Алексеева. И рассказал Михаилу, что в Сибири появился очень талантливый, самобытный и яркий писатель. И даже  посоветовал Михаилу почитать его книгу.

Но, как говорил и иронизировал сам Михаил, успех и эстрада того времени у него самого на продолжительное время закрыли не только третий глаз и третье ухо, но и свои два уха ничего не хотели слышать на эти темы. И он на долгие годы забыл эту историю.



А потом наступили беспросветные 90-е годы. Помню, как весь круг моих друзей зачитывался книгами Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии». Мы с головой уходили в мир его благородных героев, ведических тем  и искали там спасения. Я боялась признаться Михаилу, что увлеклась книгами фэнтези.  Была уверена, что он начнет иронизировать на эту тему. 

Но случай сам распорядился, чтобы Михаил  познакомился с миром книг Сергея  Алексеева. Он уезжал из Риги в Москву на поезде. Ему предстояла долгая дорога, и он попросил дать ему в дорогу что-нибудь почитать. Я предложила книгу Алексеева «Стоящий у солнца». Утром, уже из Москвы, последовал звонок с требованием немедленно выслать ему продолжение этой книги... Он за ночь прочитал ее на одном дыхании. Был восхищен  его языком и тоже попал под обаяние  героев этой книги.



Рижским журналистам, которые часто работали с Михаилом, я рассказала,  что у меня есть мечта их познакомить.  Всё сложилось, и  моя знакомая журналистка организовала эту встречу. Она брала интервью у Сергея в Москве и узнала, что он еще  на один день там задержится, а потом возвращается домой в Вологду. 

А  Михаил как раз возвращался с гастролей. И мы договорились о встрече  с Сергеем в Москве в ресторане. Я эту встречу запомнила на всю жизнь. Она продолжалась… 5 часов. Они не могли наговориться. И со стороны выглядело так,  как будто встретились давнишние друзья, которых объединяют годы дружбы и общие интересы.



— У многих сложилось мнение, что Михаил Николаевич готовил книгу (или фильм) об Алтае, Сибири. Если это так, то могли бы Вы рассказать о его планах, замыслах? Сейчас много талантливой молодежи, и хотелось бы увидеть со временем его последователей.

— Высылаю фотографии Михаила, снятые на Алтае в 2011 году; есть и другие, сделанные в наших общих поездках с Сергеем Алексеевым. На этих снимках есть пилоты Басаргины, которые нам тогда показывали Белуху. Звукорежиссер, которая работала вместе с Михаилом над его фильмами, переписывалась с ребятами из Алтая и узнала печальную весть о том, что сгорела дотла высокогорная церквушка архангела Михаила, у которой мы тогда стояли на фотографиях. Возможно, какую-то новую информацию можно получить у директора «Турсиба», где мы жили, и он нам всё организовывал.



К сожалению, информации не так много осталось, и поэтому важны все свидетельства. Хотя мир вокруг нас сильно изменился за это время. Немного о том, как Михаил Николаевич воспринимал Алтай, есть в интернете и, конечно, много интересного он рассказывал на творческих встречах, даже на концертах.

— Вы говорите о том, что с Сергеем Трофимовичем они могли часами  обсуждать ведические темы и тайны. Вам запомнилось что-нибудь особенное из их разговоров?

— На этот вопрос я ответила бы так: всё, что они обсуждали в разное время, есть у них в книгах и фильмах. Поэтому я просто могу посоветовать всем, кого интересуют такие темы, читать «Слово», «Сорок уроков русского», «Крамола», «Аз Бога ведаю!» и другие книги Сергея Алексеева, смотреть фильмы Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль», «Вещий Олег. Обретенная быль», а также фильм с их участием — «Аркаим. Стоящий у Солнца».



После того, как из Вологды Сергей Алексеев переехал в Москву, мы часто бывали у него в подмосковной деревне Скрипино, где у Сергея был построенный им сруб и пасека. И там они с Михаилом тоже могли часами  обсуждать ведические темы и загадки истории. Михаил даже купил там по соседству с домом Сергея участок, в надежде построить тоже тихую  деревянную избу для творчества. Но тоже, увы, не успел...

Этот участок стоит там до сих пор, поросший бурьяном и забвением. А Сергей уехал из Москвы на север Урала, в экопоселение. Эти места ему были ближе и понятней. Мы успели его там навестить во время очередных гастролей Михаила по Уралу и Сибири. Там в кругу близких по духу ему людей Сергей  Алексеев продолжает свое творчество. Михаил тоже хотел построить там деревянный дом, но и этой надежде не удалось сбыться.



Это была их последняя встреча. Михаил ушел на самом подъёме  творческих планов, горел идеями снимать документальные фильмы о том, что стало новым смыслом его жизни. И, как мне кажется, сейчас пришло такое время, когда мы можем лучше слышать всё, что он спешил нам сказать.

Фотографии из личного архива Е.В. Бомбиной.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?