В начале октября в Горном Алтае прошли вечера встреч друзей известного музыканта, артиста и подвижника русской культуры Василия Вялкова. Вместе с его «Ярманкой» на сценах выступили «Синегорье», «Сиберия», «Раздолье», из Кемеровской области приехал фольклорный дуэт Юрия и Татьяны Михайловых. Приехали друзья из Омска, Новосибирска, а из Москвы почтить светлую память нашего земляка приехали известные актеры Юрий Назаров и Людмила Мальцева. Перед отъездом обратно в столицу Юрий Владимирович охотно откликнулся на нашу просьбу поделиться своими впечатлениями об увиденном у нас в Горном Алтае, о происходящем в нашей нынешней жизни и, конечно, своими воспоминаниями, связанными с театром и кино.
- Юрий Владимирович, доводилось ли Вам бывать у нас в Горном Алтае прежде?
- Да, я в первый раз был у вас еще в 1951 году, после 7-го класса. Мы с нашим преподавателем физкультуры приехали сюда группой где-то в 15-20 человек и хотели попасть на Телецкое озеро. Как сейчас помню, доехали на поезде до Бийска, потом до Горно-Алтайска на каком-то автобусе, асфальта нигде по дороге не было…
- …И на Телецкое озеро в те времена было не проехать.
- Да, никаких дорог не было, и мы отправились туда пешком. Понятно, что вернулись, когда узнали, сколько идти. Помню, купались в озере Ая, поднимались на какую-то гору, кажется, на Чаптыган. А я ведь в те годы «умный» был, не захотел ехать в горы в рваных ботинках, мама купила мне новые, вот в них я и поехал к вам на Алтай.
В первый же день я сбил к чертовой матери свои ноги. Помню, что на спине тащил 30 кг груза, это был горох на всю нашу группу, и еще помню, как шел босиком, грязь была засохшая, и в общем особых впечатлений от «горного похода» у меня не было. Была грязь, грязь, грязь… Самосвалы ее перемололи, и вот по этому делу я шел, а потом, когда мы шли уже по тайге, и там была падалица, сверху там подгнивает, а внутри всё такое остренькое… И вот как осклизнешься, и как-нибудь очень по-русски выразишься, в это время учитель спереди кричал: кто там выражается? А ему отвечали: это там Назаров босиком идёт… «А-а, ну тогда понятно…»
Так что я не первый раз здесь на Алтае, и не второй. Мы в 2012 году в Сростках были на Шукшинских чтениях…
- Расскажите о вашем знакомстве с Василием Макаровичем.
- Да, мы были знакомы с ним, но как-то впробег. Он ведь приглашал меня сниматься в фильме по его роману «Я пришел дать вам волю…» на роль Фрола – брата Степана Разина. Я сценарий прочел, а дальше – закрыли это дело к чертовой матери. Перед «Калиной красной» должна была начаться работа над этим фильмом. Не дали…
Картину остановили. В стране победившей революции денег «на крестьянское восстание» не нашлось. Что-то писали, помню. У нас много чего пишут, и чаще то, чего не было на самом деле. В общем, была уже у нас творческая группа, были планы, но я не знал, что это была моя первая и последняя встреча с Шукшиным.
Юрий Назаров во время съёмок фильмов «Андрей Рублёв» и «Зеркало»; внизу – кадр из фильма «Андрей Рублёв»
- У нас в Горном Алтае бывает много интересных людей, и в своих воспоминаниях они часто возвращаются к нашей земле. Леонид Куравлёв вспоминал недавно о съемках фильма «Живет такой парень» - и, по его словам, лучшим временем его жизни были съемки этого фильма в горах Алтая. А у Вас, Юрий Владимирович, из долгой творческой биографии вспоминается что-нибудь подобное?
- Даже не знаю, что ответить… С одной стороны, Лёню можно понять: время молодости, главная роль в таком фильме. А теперь это уже классика. У меня такой классики вроде бы больше. Но вспомнить что-то похожее мне каждый раз трудно, и не потому, что времена меняются… Тем не менее я вспоминаю чаще других два фильма Тарковского – «Андрей Рублёв» и «Зеркало» - в которых я снимался, и два фильма по книгам Юрия Бондарева.
У меня было трудное военное детство, и поэтому такие фильмы для меня особенно дороги. Перечислять можно долго, но если этим заняться, обязательно забудем что-нибудь, так что дело, наверное, даже не в этом. Мне больше нравится, когда участвую в каком-то деле, в которое я верю. Если же я не верю в такое дело – а сейчас этого, к великому сожалению, стало очень много – и тем более, если мы бываем, говоря языком поэта, «одержимы холопским недугом», то часто только это и остаётся нам – делиться старыми воспоминаниями…
- После Шукшинских чтений в 2012 году Вы возвратились обратно в Москву?
- Да, в тот раз приехать в Горный Алтай не довелось, и с того времени еще больше усилилось желание когда-нибудь доехать до озера, которое в школьные годы осталось недосягаемым для нас. И слава Богу, что нынешние встречи в память о вашем замечательном земляке Василии Вялкове помогли мне вернуться к мечте моего детства. Я побывал не только в родном для него Турочаке, но и увидел наконец-то божественную красоту Телецкого озера.
- Юрий Владимирович, если вспоминать Горно-Алтайск начала 50-х годов и сравнивать его с нынешней столицей Республики Алтай, то как все-таки видятся вам перемены последних десятилетий? Вполне возможно, что мы потеряли что-то в последнее время, но в целом нынешняя жизнь меняется в какую сторону?
- На встречах, которые проходили в Горно-Алтайске и Турочаке, я говорил о том, что на вашей замечательной земле сохранился настоящий русский дух. Вот что важно. Здесь невзирая на ту трагедию, которая случилась у нас после развала Советского Союза, по-прежнему живет русский дух, и поддерживается он благодаря мудрости и удивительной веротерпимости алтайского народа. Здесь я ни разу не услышал ни от кого ни про «москалей проклятых», ни про то, что «понаехали тут» - ничего этого нет; все живут дружно, никто никому не мешает, люди пользуются веками наработанными правилами и нормами совместной взаимопомощи – русские берут что-то от алтайцев, в свою очередь алтайцы от русских, и что удивительно – нет никаких проблем, я их не ощущаю, хотя в других наших регионах многое сразу бросается в глаза.
А ещё у вас замечательные заповедные земли… Район Телецкого озера – настоящий образец экологической чистоты по сравнению с тем, что видишь в других краях. И слава Господу Богу за то, что он хранит такие уголки на нашей земле.
- Что из увиденного у нас в республике достойно, на Ваш взгляд, самого широкого распространения за ее пределами?
- Я ощутил здесь здоровую творческую атмосферу. В Москве я устал от всеобщего разделения, от какого-то разобщения внутри творческой интеллигенции. А здесь Марина Вялкова, продолжая дело всей жизни своего супруга, работает творчески и очень интересно. Она возрождает обряды – как древнерусские, так и старославянские, общие для трех братских народов, которым тоже грозит разъединение – как и внутри интеллигенции. Здесь у вас возрождаются старорусские традиции и одновременно идет возрождение традиционной алтайской культуры. Каждый занят своим делом. Всем интересно понять, где нам искать свои корни.
Со школьных лет мы хорошо знаем мифологию древнегреческую и древнеримскую – а про свою что-нибудь знаем? Со времен занятий в детской музыкальной школе я что-то помню про колядки – да и то благодаря тому, что рос и воспитывался в Сибири.
Мы живём в каком-то перевёрнутом мире, в котором торжествует свою победу самодовольный хам. Современным хамам кажется, что только они способны указать всем остальным, как надо правильно жить. На эту тему я рассказывал и в Горно-Алтайске, и в Турочаке один из своих любимых анекдотов про нынешнее хамьё. Возвращаются два москвича из Сибири. И одного из них спрашивают там, в Москве: «Ну, как там, в сибирской глуши?» - «А, всё по старинке, ничего нового: мужики как жили, так и живут с бабами… Темнота!» Вот он, ответ нашего народа всем этим извращенцам и хамам.
- А как Вы думаете, Юрий Владимирович, насколько было бы интересно для нашей республики, а с другой стороны – для творческих союзов, действующих в Москве, строительство новых домов творчества? После того, как многое отошло к бывшим союзным республикам, здесь на Алтае это возможно? Или это пока нереально?
- Что я могу сказать… Время нынешнего разделения вряд ли готово дать какой-то ясный и определенный ответ. Я вижу одно: здесь жив настоящий народный дух, живы лучшие наши традиции. Здесь хорошо будет чувствовать себя всё, завещанное лучшими людьми России – от Ломоносова до Валентина Распутина. Насколько мне известно, Валентин Григорьевич тоже бывал в ваших краях.
Пришло время вспомнить всё лучшее из опыта освоения Сибири. Вспомнить, что первыми сюда шли вовсе не конкистадоры или пираты, а шли простые русские крестьяне, будь то старообрядцы или казаки такого уровня, как Семен Дежнев, у которого жена была якуткой. Здесь не было такого «покорения», как в Америке или Австралии. Нам надо хорошенько вспомнить то, что было, корни свои почаще перебирать – и тогда все решения придут сами собой.
Один из моих героев говорит: «Думать – еще не значит соображать». По-моему, мы в последнее время слишком много думаем, обдумываем всякие иностранные модели, ищем что-то «другое», а вот насчет соображения… Надо почаще вспоминать, что было хорошего здесь в Горном Алтае и при царях, и в советское время. Не надо ничего придумывать, всё здесь уже было. Если ехали в Анос к Григорию Гуркину, значит, и сейчас поедут к людям, которые будут близки по духу.
Что касается заданного вопроса… Я не знаю, кто поедет сюда. Нам ведь вдолбили: ах, Запад, ах-ах! Только туда надо ехать, только там хорошо… Не могу строить какие-то прогнозы. Я просто видел, как хорошо и как восхитительно на Телецком озере. Поедут ли сюда наши либеральные интеллигенты? Откажутся ли они от Куршевеля, Ниццы, Лазурного берега? Не знаю. А мне здесь нравится, и на следующее лето я хочу снова приехать к вам.
- В продолжение предыдущего вопроса – есть ли будущее, на Ваш взгляд, у такого нового явления, как «Алтай фестивальный»? Шукшинские чтения могли бы продолжаться и здесь, в горах Алтая. Во всяком случае, опыт проведения музыкальных фестивалей у нас уже есть. А могли бы прижиться, скажем, кинофестивали, или театральные фестивали в течение летнего туристического сезона?
- Да, я часто бываю на разных кинофестивалях. Что касается их проведения здесь, в Горном Алтае… Ваш регион - это ведь не остров оторванный. Искусства без идеологии не бывает и быть не может. Нынешняя безыдейность – это та же идеология, и пора уже это понимать. Я не знаю, как можно собрать на одном фестивале таких режиссеров, как Лунгин, Бурляев, Литвинова…
- Юрий Владимирович, Вы говорили о том, что здесь в Горном Алтае хорошо сохранились народные традиции. Может, как раз здесь и проводить такие фестивали, как «Золотой Витязь» Николая Бурляева?
- С религиозным настроем этого фестиваля я в общем-то несогласен, и я прямо говорю об этом везде. Десять заповедей Христа, конечно, не входят ни в какое противоречие с коммунистическими идеалами… Ох, какие вопросы вы мне задаёте! Бурляев – это да. То, что патриотично и гражданственно – слава Богу, хотя я в это и не верю.
С моей точки зрения, фильм Лунгина «Остров» - это русофобская и откровенно аморальная вещь, а вот церковь его признаёт. И с церковью, стало быть, я во многом очень несогласен. Но кого это волнует? Меня появление таких хитромудрых фильмов, да, волнует. А что касается истории, ее надо знать. Крепко знать – и тогда всё у нас получится.
Фото: из архивов & Сергей Поклонов.
Внизу – Телецкое озеро на закате. Фото: Павел Филатов.