О том, что будет в новом музее, многие только догадываются, имея весьма туманное представление о целях реконструкции. В центре внимания, разумеется, «укокская принцесса». Не ради нее ли затеяна реконструкция?
Верно, укокская мумия должна «приехать» в наш музей из Института археологии и этнографии СО РАН по окончании реконструкции в художественно и технически законченное, приготовленное специально для нее, пространство. Горожане могут увидеть эту, выдающуюся вперед, часть музея для «принцессы» со стороны улицы Чорос-Гуркина. Архитектором специально было придумано решение — сделать такую пристройку к зданию, чтобы, по словам Риммы Михайловны, «под «принцессой» и над «принцессой» никто не ходил».
Вообще, все связанное с ней, кажется сном, тайной, миражом. Так много о ней говорилось, особенно после землетрясения 2003-го, так много высказывалось мнений двух общественных лагерей за то, чтобы вернуть мумию земле или открыть на обозрение людям, что теперь утихшие по этому поводу волнения, кажется, свидетельствуют о том, что все просто идет своим чередом: мумия будет экспонироваться в музее, как только он готов будет принять ее со всеми выдержанными для этого условиями.
Директор музея всегда считала, что «укокская принцесса» - это достояние алтайского народа. «Я оставалась убежденной в том, что ее нужно привезти сюда и хранить в нашем музее. Не надо забывать, что ее захоронение в те далекие времена было проведено с помощью определенных сакральных обрядов, и что «закапывание» ее обратно кажется сомнительным по причине незнания этих обрядов...» - говорит Римма Еркинова.
Как музейщик она была тверда в своем мнении, подразумевающем создание постоянно действующей экспозиции, где помимо самой мумии посетители могли бы видеть разные образы «принцессы» в обстановке, воссоздающей древность и обряд ее захоронения. Римма Михайловна, вспоминая горячие споры вокруг темы укокской мумии, говорит, что археология, к сожалению, мировоззренческий аспект народа не склонна учитывать. Всё, что связано с алтайской землей, для коренного населения священно. Могло ли быть у алтайцев иное отношение к «укокской принцессе» кроме как признать ее за свою прародительницу? Конечно, нет. И это вопреки мнениям археологов, высказывающим и иную точку зрения.
Мысль о реконструкции музея впервые пришла Римме Еркиновой, когда в 1993 году был открыт новый музей. «Когда мы переехали в это здание, то оказалось, что оно, построенное по типовому проекту Тульской художественной школы, не отвечает нормам музея, необходимым для хранения экспонатов. Не было кондиционирования. Зимой в здании очень холодно, летом — душно... Огромные окна позволяли проникать в здание избыточному свету, который губительно действует на музейные предметы. Словом, мысль о том, что надо технически переоборудовать здание, привела к идее о его реконструкции...» - рассказывает директор.
В целом, концепция, связанная с реконструкцией музея и подготовленная Риммой Михайловной еще за несколько лет до того, как она началась, направлена на создание единого экспозиционного пространства, отражающего богатство и разнообразие музейных коллекций и региональную специфику Горного Алтая.
— В октябре состоялась встреча главы республики Александра Бердникова с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером, на которой было сказано, что на реконструкцию музея будет выделяться большая сумма денег, - рассказывает Римма Еркинова. - Начальные 250 миллионов, выделенные «Газпромом» по договору пожертвования, расходуются в настоящее время. Общая сметная стоимость по рабочему проекту составляет 742 миллиона рублей. Мы планируем отрыть музей к концу 2012 года... Когда мы говорим об открытии, то имеем в виду, конечно, не только открытие самого реконструированного здания - музей строится для того, чтобы создать условия для хранения и безопасности музейных предметов и коллекций (музейные фонды — это «святая святых»), а также разместить основные тематические разделы и экспозиции с маршрутом осмотра, а это - процесс очень длительный и затратный. Но к концу 2012 года мы постараемся оформить экспозицию по теме «Укокской принцессы», атриум с каменными изваяниями и выставочные залы для временных выставок.
По движению солнца в будущем музее продуман маршрут по залам и этажам - от начала истории до современности. Второй и третий этаж будут «закольцованы». На третьем этаже — выставочные экспозиции, на втором - фонды и хранилища. На первом — отдел природы... Детская комната и кафе тоже предполагаются в плане нового музея. Он реконструируется также с учетом посетителей-инвалидов и тех условий, которые для них необходимы.
— Мы должны стремиться к стандартам сервиса, которые приветствуются во всем мире, чтобы наш музей притягивал туристов, - говорит Римма Еркинова. - Мы хотим, чтобы наш музей был на уровне тех современных туристических строящихся объектов, которые появляются в республике, и надеемся, что он станет настоящим культурным центром в нашем городе, привлекающем к себе и горожан, и гостей республики...
Станет ли наш музей тем местом, которое по-настоящему привлечет туристов, за счет «живой» рекламы от посетителей, которые будут передавать друг другу свои впечатления от посещения музея, покажет время. В любом случае, когда-нибудь нас ждет «новый» музей, который за почти двадцать лет, не успев потерять этого названия, ныне претерпевает процесс преобразования из «нового» в «тот самый музей, где хранится «укокская принцесса»» Именно так о нем будут говорить туристы.