В Бийске, в выставочном зале Краеведческого Музея проходит выставка художников Александра Бушуева, Александра Аперовича, Евгения Бучнева и Родиона Зиновьева.
О сообществе алтайских пейзажистов, известном под названием «Бу-Бу», знают в разных городах Сибирского региона. Осенью они выставились в Новосибирске, затем в Барнауле, и вот теперь бийчане знакомятся с работами живописцев. Пейзажную лирику на выставке «разбавляют» работы в жанре ню Александра Аперовича. Они - «светящиеся». Это отмечают многие. Пожалуй, именно эта характеристика позволяет им как-то очень органично существовать среди природных красот — милых, родных, непафосных, - которые в многообразии запечатлены на холстах художников. В деревенских сюжетах, которые присутствуют в тех же работах Александра Бушуева, автору трудно избежать сентиментальности, и она передается зрителю. В покосившемся старом домишке, в сером заборчике, в темных зарослях — в бессолнечном настроении сюжета — вдруг прорывается такая пронзительная теплота чувств, связывающих, кажется, всякого человека — с простотой жизни, с истоками деревенского уклада, с неизбежностью взгляда куда-то в прошлое... Рядом с ними дружески соседствуют картины Евгения Бучнева, в которых природа приобретает особое состояние духовности, приподнимающей зрителя над обыденностью... Нередко пейзаж, как очень привычный жанр, теряется среди разнообразия течений современного искусства, но именно он во времена неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды предстает мудрым учителем. Вот что рассказывает Родион Зиновьев, автор замечательных пейзажей:
- Кредо нашего маленького товарищество «БУ-БУ» – базирование на основах русской пейзажной живописи. Работы должны быть натурные. Если в мастерской пишешь, то желательно, чтоб это было с этюдов… Разумеется, желание писать на природе прекрасно. Но приходится терпеть – холод, жару, насекомых… Как-то в Лебедском дело было – пошли с Александром Бушуевым по снегоходным следам. Снег выше пояса был – в Турачакском районе всегда много снега… Уже около семи вечера… Чувствую – замерзаю, пальцы не гнуться, и кажется, что возле лопаток палку привязали… Промерзание всегда происходит постепенно. А такая красота вокруг! Уже сумерки и луна. Деревянными пальцами сворачиваем этюдники, собираем все, идем обратно. Я, вслух: «Найдутся ли еще такие придурки, чтоб зимой, в мороз, до темноты, вот так?»
Рисовали как-то с Женей Бучневым. Он «выпендривается» - палитру в руках держит. А мошки полно! И она везде забивается. Женина неподвижная рука оказалась очень доступной. Дома уже, вернувшись, увидели, что у него та рука, которая палитру держала, стала в два раза больше той, что писала… Но все это мелочи, конечно, в сравнении с тем, как образ жизни художника может «достать» твоих близких. С какой-то поры могут начаться недоразумения…
По идее, все картины дарить надо. Но на что покупать холст, краски? И ведь что-то еще домой принести нужно. Женя Бучнев, например, не признает картины, сделанные на продажу. Действительно, почему-то, если работаешь на продажу, то тебя съедают неприятные мысли. Что это – творческая гордыня или что-то еще? Потом думаешь: с такими чувствами исполненная работа тебе самому не нужна. А раз тебе самому не нужна, то и людям неприятно будет на нее глядеть… Почему не сделать с другими чувствами? Ведь, с другой стороны, через картину ты передаешь свой талант другому человеку…
Я однажды прихожу в мастерскую. У меня стояла для продажи работа. Коньюктурная. Я сажусь, что-то механически начинаю красить, и вдруг пробрало: Боже мой, это же живопись! Это – мое главное! Жене раньше писал в письмах в юности: «Я тебе изменяю с живописью». И вот тут я стою и с такой неохотой пишу… Я напугался. Взял чистый холст, этюдник – и на Маймушку. Вот там натура! Она интересна! И работы такие потом вышли, что людям понравились…
Саша Аперович может работать так… Вокруг - «богемная» обстановка, на столе тазик с окурками, а он берет натуру – любую – и делает из нее ЧТО-ТО! Однажды такое ню написал, я зашел и обалдел: перламутр, переливается все! Он – небрежно: «Да это так… дрянь». Потом продал ее очень дорого, по его мнению, и дешево – по моему. Саша в цинковое ведро цветы ставит и пишет… Женщины на выставке как-то ему сказали: «Прекращайте писать в трехлитровых банках!». Но у нас вот так, чисто по-деревенски… В Лебедском, где мы так любим работать, «экзотики» особой нет. Но Александр Бушуев считает, что Турачак – это центр мира, а Лебедское – центр центра. Туда можно уехать на недельку, а остаться на месяц. Там «Нестеровский» лес – пихты в основном на горках-пригорках. И настолько вживаешься в это все, столько мотивов интересных можно найти! В Лебедском время по-другому течет, умиротворяешься…
Академическая школа, увы, отходит на второй план, вытесняясь абстрактным искусством. Вершина абстрактного искусства со знаком плюс – это икона. Но абстракционизм кажется мне целенаправленным оболваниванием нашего народа. Абстрактное искусство - это все умозрительные вещи. И, по большому счету – спор с Богом. Каждую минуту – такие симфонии в природе разыгрываются! А человек настолько красив! Что только одну миллионную передай и можно кисти ломать!
Может быть резко, но, кажется, что абстрактная «отсебятина» - это сатанизм. Что же это такое, когда из какого-то «дерьма», из мусора делают инсталляцию! Женщина в Германии представила все страны по значимости и величине в виде вязаных презервативов. Это ужас! Но думаю, что один маленький этюдик в реалистической манере – платина потоку этой пошлости …
Зрителем быть – труд, художником – труд… Иногда непонятно, то ли художники портят вкусы зрителя, то ли зрители портят вкусы художников? Но все же есть надежда, что мы совместно пойдем вверх...