Урмат Ынтаев, Народный кайчы республики, руководитель республиканского Центра народного творчества, может рассказывать об этом жанре бесконечно. Когда-то певица Алена Челтуева в интервью призналась, что вряд ли станет пробовать исполнять кай — по традициям женский кай не приветствуется. Но мы знаем и другие примеры. Раиса Модорова и Карагыс Ялбакова исполняют кай. Урмат Ынтаев вспоминает, что его прабабушка, Анисия Белеева, также была кайчы. Он говорит о том, что женщине допустимо исполнять кай, если она делает это по-настоящему. А какие они — настоящие кайчы?
Эпосы прежних поколений могли исполняться сказителем в течение нескольких дней подряд, пока сказание не завершалось. Завершить эпос было необходимо, точно так же, как и строго следовать его последовательности сюжета... Знание этих традиций позволяло знатокам этого жанра судить о том, насколько кайчы истинный... Перевоплощение сказителя в различные образы, его артистизм, глубокое сопереживание героям эпоса помогало понять кайчы и тому, кто даже не знает алтайского языка — через изображение им героев сюжета. Превращение кайчы из обычного человека в Мастера звука и слова было подобно чуду! Время и пространство раздвигали свои границы, когда сказитель благословлял свой инструмент и начинал исполнять сказание, и первым помощником ему служил топшур — двухструнный музыкальный инструмент...
Говорят, что прежде, чем топшур появлялся у кайчы, тот должен был увидеть его во сне... Было важно всё — из какого дерева и из какой кожи он будет, и волосы из гривы какого коня станут двумя натянутыми струнами. Звучность струн топшура ясная и чистая, но она невелика. Тем не менее он создает оптимальный звуковой фон для голоса кайчы, который варьирует ритм, в зависимости от картин, образов и сюжетов сказания...
Мы видим сегодня на сцене исполнителей горлового пения, которые демонстрируют нам различные стили кая. Наиболее распространен на Алтае низкий стиль горлового пения, называемый каргыра. Он рождается благодаря гортанно-горловому звуку, похожему на перекатывающиеся в горах большие камни. Средний стиль (коомей) и высокий (сыбыскы) схожи с различными звуками ветра...
Если кайчы встречает гостей, то кай исполняет стоя... Он передает свое настроение гостям. Также он может исполнять сидя, полусидя... Поза «лотос» — самый традиционный метод исполнения. Он к тому же и наиболее медитационный — мы знаем, что это поза распространена и в медитативных техниках, и в религиях.
А что мы знаем о тех кайчы, что передали свое искусство нашим современникам — своим ученикам? «Гомером двадцатого века» назвали известного кайчы Республики Алтай Григория Алексеевича Калкина, который знал наизусть более пяти тысяч строк героических эпосов. Он был Элу-Кайчы, со сверхспособностями, включая лечение людей и талант провидца... В XIX-XX веках по всему Алтаю были известны имена сказителей Николая Улагашева, Ивана Калкина, Сырана Ялатова, Кабака Черноева и других...
В конце XIX века так описывалось исполнение одного из сказаний теленгитским кайчы: «Певцу дали в руки топшур. Первые звуки были тихи, слышались только гласные, но вот он воодушевился… и запел. Он пел низкой октавой, мерным темпом, то усиливая голос, то затихая до выразительного шепота… Нервы его напрягались всё более и более… Вся песнь без отдыха велась 4 часа с минутами, но в первый день всё-таки не была окончена. Это была былина об Алтае-Буучае, богатая чисто эпическими красками» - (А.Калачёв. «Былины об Алтае-Буучае», 1896 г.)
Сказания, записанные из уст кайчы следующих поколений, вошли в серии томов «Алтайские богатыри». Среди них были Николай Ялатов, Очубай Алексеев, Анчи Чунижеков, Казак Кокпоева, Алексей Калкин... Если в середине прошлого столетия искусство кайчы претерпело волну спада, то в 70-80-е годы вновь стало расти число уже молодых кайчы. Сегодня техникой горлового пения в Горном Алтае овладевают очень многие артисты, но есть ли сейчас те, кто умеет исполнять сказания в течение нескольких дней? Кто-то говорит, что настоящие кайчы-сказители уже исчезли... Так ли это?
Ансамбль «АлтайКай» был создан в конце прошлого века ныне народным кайчы Республики Алтай Урматом Ынтаевым, который стал идеологом этого жанра, с целью сохранения и развития традиционной культуры алтайцев. Ансамбль является лауреатом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, обладателем премии ЮНЕСКО и членом фольклорного союза Российской Федерации и членом международной организации по народному творчеству IOF ЮНЕСКО. Гастрольная карта «АлтайКая» чрезвычайна широка: США, многие европейские страны и страны Азии... «АлтайКай» выпустил двенадцать дисков. В Лондоне ансамбль дал концерт в Королевском оперном Доме — он состоялся благодаря организации мировой музыки «WOMEX», которая каждый год выявляет интересные музыкальные направления и в состав которой «АлтайКай» вошел три года назад...
По искусству алтайских кайчы опубликовано множество работ народным кайчы республики Таныспаем Шинжиным, которые стали итогом его личной творческой работы с фольклором алтайцев... Древнейшее искусство было услышано в России и других странах благодаря народному кайчы республики Ногону Шумарову, который также стал автором театрализованных представлений по мотивам алтайских сказаний. Его брат, кайчы Кыдраш Шумаров, отличается уникальным исполнением кая с помощью комуса.
А кому из знатоков этномузыки за рубежом не известно имя народного кайчы республики — Болота Байрышева? Кайчы Айдыш Курманов — автор длиннейшего самосочиненного эпоса и мастер по изготовлению топшуров, а сказитель Аржан Кезереков обладает свехспособностями, позволяющими его назвать «кайчы от природы»... И каждый кайчы привносит в копилку необычного жанра свою индивидуальную трактовку кая.
Рождаются ли кайчы-сказителями или становятся ими? Пусть об этом скажут когда-нибудь исследователи. Но есть в этом искусстве и такая важная особенность, как передача мастерства по наследству. Династии кайчы Калкиных сегодня прочат статус увековечения как роду, сохраняющему традиции кая, и это, безусловно, важно... Само исполнение каем осталось сегодня в русле эпической традиции, как было унаследовано вместе с эпосом. Кайчы начала XXI века профессионально музыкальны и обогащают свой репертуар различными техниками. Они выступают на сцене, записывают диски и тем самым популяризируют жанр кая. Своеобразный переходный период, связанный с искусством кая, сопряжен и с волной огромного интереса к нему далеко за пределами Алтая...
На Алтае уже побывали ученые из Англии, Чехии, Франции, Германии и Польши, чтобы исследовать искусство кая... Американцы провели физиологические исследования исполнителей кая, чтобы узнать о его влиянии на организм самих кайчы. Они пришли к выводу, что кай провоцирует кислородное голодание в мозгу. Это связано с очень долгим выдохом и напряжением во время исполнения, гортани или носоглотки — в зависимости от стиля кая. Было заключено, что так или иначе это влияет на разные системы организма, и они страдают. В Монголии принят закон, где труд кайчы приравнен по профессиональной вредности к труду шахтёров... И все же искусство, традиции которого уходят корнями в далекую древность, несмотря на подобные заключения, будет, вне сомнения, оберегаться и сохраняться народом как культурное достояние и жанр, имеющий высокую ценность в мировом искусстве. И современные кайчы верят, что кай еще проявит себя во всей своей силе и красоте благодаря силе генофонда алтайского народа.
На снимках: выступают кайчы Ногон Шумаров, ансамбль «АлтайКай» и Болот Байрышев.