Ксения Шуваева: «К культуре раньше относились иначе..»

Екатерина Сергеева
25.05.2012

Просмотров:

4376

 



Идут музыкальные занятия. В кабинете директора ДМШ №1 Ксении Алексеевны Шуваевой дожидаюсь конца урока — для беседы, которая, вероятно, должна была состояться уже давно, но случилась сейчас, под занавес учебного года, в пору экзаменов... По окончании занятия педагог настойчиво и строго наставляет воспитанницу: «Забыть спать и есть, не жалеть себя,  заниматься и заниматься!». Тихое в тот миг фортепиано кажется мне живой внушительной и достаточно суровой темной фигурой, а ученица — жертвой, попавшей в плен такой непростой музыкальной науки. Она еще юна, чтобы знать настоящее блаженство от музыки. Однако, пройдет время, и тернии учебы — при старательном труде, разумеется — будут побеждены. Музыка станет отзываться в душе глубиной и ширью, гармонией и чудом. И так будет уже всегда...


- Ксения Алексеевна, совету «забыть спать и есть, не жалеть себя» во имя успеха в любом деле, вероятно, непросто следовать, но отдача осознанного труда дарит необыкновенную творческую энергию! И так — в любом деле...

- У нас в Барнаульском музыкальном училище был очень хороший преподаватель по этике, эстетике, мировой художественной культуре - Александр Георгиевич Россинский, который говорил: «Есть и спать забыть — музыка этого не терпит!». В принципе неважно, чем человек занимается. Музыка, живопись, спорт... Чтобы что-то получилось, в любом процессе нужна самоотдача.

Большинству педагогам нашей школы очень хорошо знакомо состояние творческой бессонницы, когда тебя посещают раздумья о том, какое произведение дать ребенку, что лучше подойдет его темпераменту, его стилю и т.д... И это бесконечный процесс. Педагоги, которые многого добиваются, преподающие в училищах, консерваториях, специализированных школах — очень хорошо знают, что «талант — это труд». Это слова музыканта Михаила Плетнева. В музыкальную школу мы берем всех детей вне зависимости от их способностей. Усидчивость и трудолюбие необходимы! Бывает, у ученика нет явного таланта, но при усердном труде «количество переходит в качество», и успех достигается! Конечно же, при необходимом контроле родителей и их желании, чтобы ребенок занимался музыкой. Самое главное — научить его самостоятельно трудиться и ждать, пока он почувствует радость осознанного труда. Дети рано начинают понимать, что музыка требует больших «вложений», кропотливой, чистой работы.

- Концерт, подготовленный по случаю недавнего юбилея ДМШ №1 педагогами и детьми, был великолепен! Вы сами остались довольны им?

- Много было хлопот и радости. Этот концерт — очередное подтверждение тому, насколько творческие люди работают в школе! Какие получились интересные ансамбли! Лариса Васильевна Чурута соединила в ансамбль скрипачей учащихся, педагогов и выпускников. Любовь Валентиновна Лопарева воплотила идею объединения ирландской музыки с танцем. Эльза Зарифовна Шульгина сочетала в своих ансамблях разные инструменты. У каждого педагога была обнаружена  в работе какая-то своя «изюминка». Можно было бы рассказать о каждом... Сложно было правильно выстроить концерт, поскольку в нем участвовали наши выпускники, пригласить которых на юбилей нам помогло министерство культуры Республики Алтай, отдел культуры администрации города.

- Ксения Алексеевна, что для вас значат выступления на сцене вместе с вашими коллегами?

- Такие выступления прежде всего связаны с возможностью побыть вместе. Это приятное общение. Я не заканчивала вокального отделения, но рада петь вместе со всеми. Светлана Анатольевна Туголукова очень профессионально работает с нашим хором. Приятно, что нашему коллективу аккомпанирует Игорь Константинович Дмитриев — музыкант такого уровня! Мы всегда выступаем на празднике ко Дню Победы, исполняя очень красивые патриотичные песни.  Ветеранам, которых очень мало осталось, важно, что о них помнят. Для меня этот праздник — особая тема... Мне кажется, он раскрывает в людях самые искренние чувства.

- Вы вспоминаете свои уроки в музыкальной школе?

- Музыке меня учила Нонна Николаевна Суртаева — человек, отдавший ей всю жизнь. Она умела привить любовь в детях и к музыке, и к занятиям ею. Кроме того, она занималась какое-то время профессиональным балетом, и любое произведение могла показать танцевально. Также она замечательно владела языком образной сферы, вовлекая нас и словом в волшебное измерение музыки… Не могу забыть увлекательные уроки сольфеджио и музыкальной литературы, которые вела Раиса Васильевна Филимонова, уроки хора у Нины Ивановны Шевченко...

Конкурс в Барнаульском музыкальном училище, куда я поступала, был — 6-8 человек на место. И заработная плата  у педагога была иная, чем теперь. И отношение к нему другое. Более уважительное. К культуре тогда относились в принципе иначе. Человек, выбравший музыку своей профессией, учится ей от 14 до 19 лет, включая музыкальную школу, которую теперь  перевели из сферы культуры в сферу дополнительного образования. А ведь музыкальная школа — это начальная ступень профессионального образования! Снизились и заработные ставки. Педагогический труд — это огромный труд, и он оказывается сегодня недооцененным...

После училища я сразу приехала работать. Нонна Николаевна оставалась моим наставником — она приглашала меня на уроки, а потом отдала мне трех своих сильных учениц. Я была ей благодарна за это, поскольку было большим стимулом — заниматься уже с играющими детьми. И это было очень интересно!

- В музыкальном образовании все течет в традиционном, выверенном русле?

- Раньше все дети должны были закончить семилетнюю школу и требования были очень высокие. Во время перестройки в 90-е программа образования поделилась на три группы. Первая — для тех, кто в будущем поступает в музыкальное училище, вторая — хороший уровень, но «для себя», а третья — облегченная. Что касается содержания образования, то мне в нашей школе   важно сохранить традиционную классическую систему, выверенную уже давно. Думаю, здесь не надо экспериментировать. Не зря академическую школу в основу обучения берут все мировые школы.

- На что не хватает времени?

- Наверное, на общение с педагогами, с коллективом. У каждого — свой опыт, которым он готов поделиться. Но не хватает времени прийти на урок, посмотреть, как преподаватель работает. Увы, мы все «поросли» в бумагах, и это очень мешает. Для эффективной работы с ребенком необходимы непосредственно занятия с ним, а не бесконечная отчетность, которая отбирает массу времени.

- Ваша любимая музыка?

- Люблю Рахманинова. Он такой земной и в тоже время потрясающе надбытийный... В его музыке необыкновенный простор, разворот души! Бах — это отдельный огромный «пласт», ядро всей музыки, от которого исходит энергия сродни солнечной! Шопен красив, прекрасны Моцарт и Бетховен...

- Насколько для вас важна эстетическая сторона жизни? Я задаю вам вопрос как красивому человеку...

- Для меня содержание важнее, чем внешняя красота. Главное — увидеть ее в каждом человеке. Когда ее замечаешь, она начинает развиваться и расцветать! Когда тебе говорят неприятное, то в душе что-то сникает. Начинаешь копаться в себе. А услышит человек прекрасные слова, то у него раскрывается красота души, появляются новые силы. В самой природе  — все красиво!  А у человека... Бывает, красивый человек с годами утрачивает свою привлекательность — меняются черты лица, взгляд тускнеет. А другой, наоборот, расцветает со временем, раскрывая свой необыкновенный человеческий мир! Значит, главное все-таки — наполнение души...

На фото: директор ДМШ №1 Ксения Шуваева с выпускником ДМШ №1, профессором фортепианного исполнительства, заведующим музыкальным факультетом Lakehed Канады - Евгением Чугуновым.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?