Краем истины к берегам Алтая

Алексей Кудрявцев
07.10.2011

Просмотров:

2981

Старый спектакль Андрея Борисова зазвучал в новой версии  




Театральный фестиваль «Желанный берег» — «Легенды синего неба – Кок тенгри» открылся в Горно-Алтайске в среду, 5 октября, знаменитым спектаклем режиссёра Андрея Борисова «Желанный берег» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Написанная на основе легенд нивхов, эта повесть привлекла внимание начинающего режиссёра, став его студенческой дипломной работой, и тогда Андрей Борисов не мог даже предположить, что с этим спектаклем он объедет весь мир, прежде чем его вынесет к желанному берегу Алтая…




Пегий пёс – это название скалы на берегу океана, по которой рыбаки и охотники узнавали, где они находятся, и как долог будет их путь домой. Но однажды случилось, что рыбаки попали в страшную непогоду, и их лодку окутал непроходимый туман. Легенды, пересказанные нивхским писателем Владимиром Санги, под пером классика киргизской литературы обрели силу притчи, в которой воспевается сила человеческого духа, способного противостоять ударам судьбы.



Молодому охотнику и рыбаку, который отправился в путь в поисках добычи, не совсем ясен смысл древней легенды о Женщине-Рыбе, которая соединяла мир людей с пугающим миром океана. Для того, чтобы понять её сокровенный смысл, он обречён на то, чтобы пройти череду страшных испытаний, потерять в океане близких ему людей, а в итоге найти путь к желанному берегу по путеводным звёздам.



Тяжёлый непроходимый туман в новой версии спектакля Андрея Борисова, который он ставил с молодёжной труппой своего театра, обретает в наше время аллегорический смысл. Нам кажется, что мы куда-то движемся в безбрежном океане времени, а на самом деле это путь в никуда, и только свыше могут быть даны истинные ориентиры. Но хватит ли у нас сил в этом долгом ожидании?



После спектакля, показанного на фестивальной сцене, Андрей Борисов повторил свои слова о том, что народ становится настоящим народом только в стенах национального театра, и настоящая элита в каждом народе – это зрители, приходящие в театр в поисках смысла жизни. После тяжёлой, изматывающей игры его актёров сам режиссёр выглядел на сцене невероятно лёгким, и даже приветствие на алтайском языке он красиво, по-настоящему театрально зачитал с клочка бумаги, и это вызвало бурю аплодисментов.



А ещё он сказал самые важные, может быть, слова о том, что Россия сильна искусством своих народов, и нынешний кочующий фестиваль, который дошёл, наконец, до седого Алтая, призван показать как раз это — ни через какую не экономику с её реформами (или модернизацией), а только через культуру и искусство может начаться истинное возрождение народа. После всех жертв и блужданий в тумане постперестроечного времени рано или поздно приходит такая же ясность, как в звёздную ночь, с которой начинается спасение, и по самому краю старых истин открывается новый путь, ведущий к Вечно Синему Небу – единому для всех. Таким может быть новое прочтение старой постановки Андрея Борисова.



Фото: Евгений БУТУШЕВ.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?