- Константин, что и говорить, голос собеседника может сказать нам о многом. Насколько значимо для восприятия нами человека звучание его голоса?
- Если рассматривать процесс общения в целом (как с одним человеком, так и с публикой), то я бы сказал так:
“Встречают по одежке, а дальше вы открываете рот”. И либо подтверждаете зрительное впечатление, либо опровергаете его. Собеседник в первую очередь воспринимает вашу речь как звуковое произведение. Даже как произведение музыкальное, пусть мы и говорим о речевом воздействии. Восприятие такого произведения происходит в первую очередь правым полушарием, то есть эмоционально. Смысловая же составляющая речи остается на заднем плане, в том числе и из- за того, что требует особой концентрации внимания, то есть проходит более тернистый путь. Если говорить о слуховом восприятии, звучание голоса передает от 70 до 90 процентов информации о нас, а от 30 до 10 процентов – остается смыслу наших слов.
Артикуляционный аппарат – часть сложного механизма, образующего голос и влияющего на его звучание. А что вы скажете о дыхании? Некоторые люди считают, что на красоту голоса влияет качество работы дыхательной системы. Это верно, но лишь отчасти. Вспомните разговор с человеком, к которому вы испытывали симпатию. Как звучал ваш голос? Когда мы чего-то боимся, голос становится другим. Когда обижены – чувствуем комок в горле, который невозможно проглотить…
Голос предательски выдает наше состояние. Как убрать этот ком? Возможно, простить человека – самый верный способ. И это лишь некоторые примеры связи настроения и голоса.
- Может ли голос быть инструментом саморазвития?
- Восприятие человеком окружающего мира влияет на голос. Отпуская свои обиды, прощаясь с сожалениями, человеку проще отпустить на свободу и свой голос. Мне нравится говорить о голосе как об инструменте развития личности, в чем я каждый раз убеждаюсь.
- Голос, который рождается с большим напряжением, страдает?
- Очень многие люди привыкают к тому, что говорят с напряжением в горле. И для них это становится вроде бы
естественным. Можно, например, слышать печальные примеры профессиональных травм хрипящих в конце рабочего дня преподавателей. Да много подобных профессий. Если голос регулярно устает, следует принять меры, пока дело не зашло слишком далеко. В некоторых запущенных случаях бывает бессильна даже медицина…
Голос психологичен. Он реагирует на то, где находится наше внимание. Многие думают, что он рождается в горле. Таким образом, голосовая вибрация концентрируется в мягких тканях горла. Чтобы перенести внимание в грудную клетку, нужно освободить горло от остатков прежнего внимания, от зажимов. Помочь этому может зевок. Кто-то стесняется зевать. Но все природные механизмы – оздоравливающие процессы. Поэтому зевку нужно позволить быть, и пусть он делает то, что делает.
- Откуда начал расти ваш интерес к развитию голоса?
- Я благодарен моему первому педагогу Людмиле Кузнецовой, с которой меня свела судьба. Это человек, который
выработал собственный взгляд на развитие голоса, сформулировав «метод звукового столба». Мне нравилась работа с ней и результаты, которые были для меня важны при выступлениях на сцене. Тело принимается как столб, который наполнен звуком – от самых пяток до макушки. Есть определенные законы, благодаря которым это достижимо.
Из своих учителей хочу выделить еще индийского певца Биту Маллика. Он передал мне основы методики работы с вокальным голосом, используемой в Индии. Интересны были и практики с классическим вокалом. В работе же с речевым голосом одной из отправных точек считаю изучение методов русской театральной школы, включая труды К.С. Станиславского.
- Чего не любит наш голос?
- Из психологических факторов – стресс, депрессивные состояния, обиды и подобное. Физически на голосовой аппарат негативно влияет курение, алкоголь, пыль, повышенная или пониженная влажность воздуха. В период ломки голоса мальчикам не рекомендуется щелкать орехи и семечки. Перед выступлением и тренировкой голоса не стоит есть шоколад.
Сильно на голос влияют побочные шумы. Современному человеку достается слишком мало тишины. Влияние шума на голос можно заметить, в том числе и по ощущению напряжения в горле, поете вы на репетиции или разговариваете на званом ужине.
- Слышала, что вокалист, прослушивая песню, которую собирается исполнять, таким образом устраивает себе своеобразную репетицию.
- Верно. Один из важных моментов в обучении пению – это способность представлять, как ваш голос исполняет
разучиваемую вами песню. Первое – вы слышите голос исполнителя. Следующий этап – это ваш голос, звучащий в вашей голове, исполняющий эту песню или ее мелодические элементы. Не представив того, что вы поете, невозможно спеть верно. Этот процесс бывает более осознанным или менее, но чтобы улучшить качество исполнения, можно мысленно представлять, как это будет происходить на самом деле. И эта работа важна. Ведь все, что мы озвучиваем, рождается в нашей голове. Поэтому мысленная репетиция действенна.
- Что вы скажете по поводу осанки? Уж она-то наверняка влияет на качество голоса…
- Как вы думаете, как лучше распространяется голос – «по прямой» или «по кривой»? Распрямляя тело, мы открываем путь голосу, даем ему больше возможностей. Попробуйте расправить плечи, отвести их назад и опустить. Представьте, что на плечах у вас тяжеленные погоны. Два свинцовых слитка. С помощью этого образа можно расслабить верх тела. Выпрямите свою осанку, когда идете по улице, думайте о высоком небе, которое над вами. Вы не должны тянуть мышцы вверх, но и не позволяйте себе сутулиться. Ведь станет легче… Меняется самоощущение. Это обратная связь тела и психики. От такого человека голос идет свободнее. Акустика тела, психология тела и отклик голоса на перемены в нашем теле – всё взаимосвязано.
Голос – иллюстрация нашего настроения. Значит, кроме физиологической составляющей, голос станет более открытым согласно чувству, что появляется внутри нас.
- Интуитивно понятно, что не только глаза, но и голос – зеркало нашей души…
- Я обратил внимание, что на голос влияет метод мышления. Когда человек мыслит негативно, то голос встречается с мягкими тканями в организме. Это сродни тому, как кричать в подушку. Она впитывает в себя голос, звук. Так и мягкие ткани. Получается, что есть деструктивное влияние негативного мышления на голос. Когда человек мыслит позитивно, его голос свободный. Тут – не обманешь. Голос – не лжет. Его просто надо научиться слушать. Я говорю о своих наблюдениях.
- Открытый человек – открытый голос?
- Сильное воздействие на собеседника имеет ваша открытость. Эмоциональная открытость и открытый голос, звучащий свободно, без препятствий, имеют родственную природу и неосознанно воспринимаются тем, кто вас слышит, как неотделимые друг от друга составляющие. Что близко к действительности. Поэтому такой голос, звучащий музыкально и легко, светло и открыто, воздействует на собеседника достаточно сильно.
- Эмоции влияют на голос, а перенастроив голос, мы можем влиять на свою психику?
- Наше внутреннее состояние постоянно меняется. Мы живем в эмоциональных циклах в живом, подвижном мире. В процессе развития голосовых возможностей у человека зависимость от этих циклов уменьшается. Мы проще относимся к негативным событиям. К тому же, когда голос разработан, развит, с его помощью можно снимать волнение, восстанавливаться после стресса. Свободное звучание рождает внутреннюю свободу. К тому же голос нас исцеляет. Его вибрации полезны нашим внутренним органам. Это своего рода природный массаж самых труднодоступных участков нашего организма.
Также издревле известны целебные свойства пения. В древней Руси люди становились вокруг захворавшего и проводили обряд, в процессе которого пели ему хором, и наступало исцеление. А в индийских практиках голос называют инструментом могущества человека.
Глубина познания бесконечна. Неисчерпаем и потенциал личности. Чем дальше, тем интереснее, тем шире возможности, которые я вижу. Путь осилит идущий.
Интересные факты о голосе
Кто-то однажды назвал голос «вторым лицом», и действительно голос может рассказать о человеке так же много, как и лицо. Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих. В общем, голос способен раскрыть всю психологическую историю личности.
В старой Италии в паспорте (в числе прочих примет человека) указывался и тембр его голоса. Считалось, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя.
Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика подтверждает влияние голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.
В США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно (как считает правосудие).
Женщины, работающие в мужском коллективе, начинают говорить более низким голосом, причем это происходит неосознанно. Считается, что голос часто не совпадает в представлениях человека с внешностью. Но в наше время эксперты практически безошибочно определяют по голосу: пол, рост, вес и возраст невидимого собеседника. До чего дошёл прогресс!
Голос человека абсолютно уникален, как отпечатки пальцев. Специалисты утверждают, что голос имеет большую силу, чем музыкальный инструмент.
Исследования американских ученых показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.
Психологи выявили основные реакции человека на различные высоты и тембры голоса собеседника: высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с неопытностью. По статистике, женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность. Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного.