Каким Эль Ойын быть не должен…

Екатерина Сергеева
23.07.2013

Просмотров:

4406

Об этом рассуждает эл-башчи алтайского народа Бронтой Бедюров. Почему народный писатель республики считает, что Эль Ойын «крутится» на одном месте?




Долго ли, коротко ли, а уже четверть века Эль Ойын собирает народ Алтая («всенародный праздник») и приглашает гостей из других регионов. Середина лета – самое время для проведения подобного массового действа, и эта традиция не нарушается. Не каждый год – через год праздник становится центром внимания, ведь его культурно-спортивная идея требует немало времени для подготовки и энергии для воплощения… И в памяти у каждого хранится свой Эль Ойын… В этом году долина Кабайлу-Межелик, расположенная неподалёку от алтайского села Ело, отдыхает – нынче праздник не проводился.


В республиканском музее открылась юбилейная выставка, посвященная 25-летию праздника. Открывавшие выставку вспомнили, как Эль Ойын начинался. Первый раз он проходил в 1988-м году в селе Ело.


Вскоре получил статус республиканского праздника, а позднее и межрегионального.


Все начинания, что были заложены у истоков праздника, с течением лет успешно продолжились – так считают те, кто был среди инициаторов Эль Ойына. Присутствовала Валентина Паянтинова, тогда заместитель председателя Онгудайского райисполкома, которая возглавила организационную группу при подготовке к празднику. Александр Сельбиков, пропагандист национальных видов спорта, руководивший какое-то время федерацией по национальным видам спорта, также пришел на открытие зала, посвященного Эль Ойыну. Вера Кыдыева, куратор юбилейной выставки, многолетний участник и зритель праздника, призналась, что все эти годы несет в своей душе атмосферу алтайского праздника, которая проникла и в настроение этой экспозиции.


Директор музея Сергей Очурдяпов благодарил тех, кто начинал Эль Ойын. «Ключевой момент заключен в огромном объединяющем значении этого праздника для народа. В понимании, что мы являемся единым народом, вопреки тому, что у нас есть разделение на рода. Три дня общения между собой, и каждый несет с собой настроение Эль Ойына. Большое спасибо тем, кто стоял у истоков! Игры развиваются и получают еще больший импульс. Регионы, глядя на нас, возрождают свои игры. У нас этот праздник проходит красочно, самобытно и несет большую национальную культуру…» – так считает С.Очурдяпов.


Александр Сельбиков, которому музей вручил благодарственное письмо, вспомнил тех, кто поддержал праздник. «Наш праздник не состоялся бы, если бы его не поддержало тогдашнее правительство под руководством Михаила Васильевича Карамаева. Он сказал «Проведем!». И работа пошла. Была создана инициативная группа. Мы делали макет этих игр. Стоял вопрос, где проводить. Было предложение провести в селе Ело. Ногон Шумаров был подключен режиссером. Предложили сначала стадион, но Ногон сказал: «Не пойдет!»  Вся инициативная группа выбирала место для будущего действа...»


Где Эль Ойын находил свой причал все эти годы? Села Ело, Шыргайты, Кырлык, Улаган, Боочи, Курунда, Кокоря, Кебезень… – были сменяющимися площадками для праздника. В 2006 году Правительство республики приняло решение, что постоянным местом проведения будет долина Кабайлу-Межелик, расположенная рядом с селом Ело. Стало быть, Эль Ойын вернулся туда, где начинался.


Тронуло эмоциональное выступление на открытии юбилейной выставки Бронтоя Бедюрова. Он озвучил те моменты, о которых, уверена, задумывались многие, и неоднократно.


- Очень хорошо, что мы сегодня отмечаем выставкой 25 лет с того момента, как у нас возродился этот древний, но и современный по звучанию, праздник Эль Ойын. Беспамятство, как и невежество – это страшная болезнь. Она поражает страны, общество, народы… Поэтому мы никогда не должны забывать, что с нами происходило.


В то время, о котором мы ведем речь, существовал обком партии. Эль Ойын не мог быть утвержден без его одобрения. Облисполком тоже принимал участие. Я был включен в состав организационного комитета…


Плохо, когда люди пытаются создавать фальшивые истории. Это очень некрасиво. У нас непрерывная история – во времени и пространстве. Я помню, что на заседании оргкомитета были споры. Многим казалось, что праздник не приживётся, почему и сделали его с интервалом через год. Думали, отдадим дань традициям, а потом всё может угаснуть… А ведь Эль Ойын имеет свои культурные, духовные корни! Это древние игры тюрко-монгольских кочевых народов. А поскольку праздник возрождался на излёте советского времени, впереди этой идеи стояло культурно-пропагандистское начало...


Меня в последние годы коробит, что Эль Ойын «крутится» на одном месте. Мы с каждый Эль Ойыном должны подниматься на новую ступень! Первоначально задумывалось, что праздник пройдет по всем районам. А мы обделили нашу столицу, Майминский и Чойский районы – в них Эль Ойыны не проводились. Это неправильно. А потом мы должны были, после того как Эль Ойын утвердился, привлекать наши внешние аймаки – части нашего народа, которые по административным причинам остались за пределами республики. Это телеуты, шорцы, кумандинцы. Они должны были выступать как отдельные команды. Мы до сих пор до этого уровня так и не поднялись…


Когда шорцы приезжают, они мне рассказывают, что у них на празднике нет пристанища. Мне это оскорбительно. Они приглашают меня к своему костерку и говорят: «Бронтой Янгович, подходите, отведайте нашей каши!». Это я их должен угощать! Мы говорим: межрегиональный праздник, и мы должны чувствовать себя хозяевами этого праздника, привечая и угощая гостей.


Помню, один акын приехал из среднеазиатской республики. Думал, что здесь центр тюрков на Алтае. А к нему – никакого внимания! Говорит, я больше не приеду. Эти моменты вскрывают недостатки праздника…


А потом, мы могли бы приглашать соседние республики, регионы, с которыми граничим. Эти игры должны стать сибирскими, центрально-азиатскими – такие «круги» должны вокруг нас расширяться. В 88-м году я поднимал руку за то, чтоб Эль Ойын состоялся, а сегодня лично испытываю как человек, как общественно-культурный деятель, дискомфорт от тех вещей, которые искренне волнуют. У нас два Эль Ойына проходит. Сначала для начальства, а вечером, после заката – начинается совсем другой Эль Ойын… Это разве нас красит? Нет, конечно!


Прежде всего – духовное начало. На празднике национального и социального единения народов республики люди должны ходить без галстуков. Разве раньше алтайцы закрывали двери, говоря - не заходите сюда, мы гостей особых ждем… А тогда мы зачем собираемся? Пьянствовать? Или молодежь развращать? Этот юбилей – повод к моим искренним мыслям. Лучше нам относиться критично к таким вещам, поскольку достижений, связанных с возрождением наших культурных, национальных традиций – много. Но все же мы еще «хромаем на духовную сторону»...


…Спортивные состязания, народные игры, конные скачки, театрализованное представление, выступление мастеров горлового пения, различные конкурсы, выставки, концерт мастеров искусств и гостей праздника и многое другое – это Эль Ойын...


Знаете ли вы, что центром Эль Ойына 1988-го года стала постановка театрализованного представления по героическому эпосу «Маадай-Кара»? Ставил Ногон Шумаров. Героями и действующими лицами наряду с актерами национального театра стали жители села Ело. Представление шло на одном дыхании. Напряжение возрастало от одной сцены к другой. Гибель Маадай-Кара, подвиги Когудей-Мергена, освобождение народа из плена и праздничный хоровод, когда пришла долгожданная свобода – все эти эпизоды сопровождал кай Ногона Шумарова… Об этом и других подробностях из истории праздника вы можете узнать, посетив новую экспозицию, где собраны различные материалы, возвращающие нас к истории этого колоритного праздника.


На репродукции: «Куреш» В.Запрудаева из экспозиции юбилейной выставки.

Метки

admin 29.05.2014 в 05:39 # Ответить
Поднять до уровня "Хел-Ойын" )))

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?