К другим берегам

14.10.2011

Просмотров:

4144



Фотодневник театрального фестиваля в Горном Алтае




Театральный фестиваль «Желанный берег»  («Легенды синего неба – Кёк тенгри»), которым Республика Алтай жила всю неделю, ушёл в историю, став новой и на редкость яркой страницей в истории театрального искусства Горного Алтая. Его итоги долго ещё будут обсуждать критики и театроведы, режиссёры и мастера сценографии, актёры и театральная публика, а мы пока предлагаем краткий фотодневник фестиваля с тем, чтобы наши посетители заново пережили незабываемые мгновения праздника.



Перед его открытием знающий человек, мастер исполнения древних алтайских ритуалов Таукен Яйтынов провёл обряд очищения, изгоняя из здания Национального театра злых духов и нечистую силу. Бодрящий дым арчина настраивал публику на возвышенный лад и самые лучшие ожидания.



Фестиваль собрал не только театральные коллективы Сибири, Урала, соседних с нами стран, но и вызвал большой интерес у представителей власти — плохо лишь то, что многие из них не пришли на постановку Андрея Борисова «Желанный берег», которая открывала фестивальную программу, и зрители сокрушались при виде пустующих мест, забронированных для местного чиновничества…



Самой яркой среди участников фестиваля была, вне сомнения, театральная делегация из соседней Хакасии. «Земля отцов» — новый спектакль, которые показали соседи, посвящается 300-летию вхождения хакасского народа в состав России. В основе театральной постановки — народные легенды и былины, составившие сюжет новой пьесы А.Кызласовой, заметно выделявшейся среди наших гостей.



Делегация Иссык-Кульского областного драмтеатра, прибывшая на фестиваль из Кыргызстана, также выглядела достойно, причём вместе с известными мастерами сцены в Горный Алтай приехала талантливая театральная молодёжь.



Бессмертная работа Андрея Борисова «Желанный берег», однажды давшая название кочующему театральному фестивалю, впервые была показана у нас в Горном Алтае, и даже по прошествии десятков лет её тема оставалась по-прежнему актуальной для всех зрителей. Вечная тема борьбы с природной стихией, тема противостояния ударам судьбы, в которой человек выходит победителем.



В антракте зрители живо обсуждали тему постановки Андрея Борисова, обменивались мнениями об игре актёров, сопоставляли уровень их мастерства с коллегами, работающими в других театрах.



Тема жизни и смерти – в основе пьесы «Эскориал» Мишеля де Гельдерода (1927). Шуту предлагают стать королём, и он соглашается. А когда ему предлагают убить короля, ставшего на время «игры» шутом, он отказывается, понимая, что это — всерьёз. Они меняются ролями, и когда королю приказывают убить шута, он охотно соглашается…



В постановке Иссык-Кульского театра известная в театральном мире пьеса получила совершенно новое звучание. Её действие происходит в горах Алатоо, и в таком прочтении пьеса оказывается очень близкой для горно-алтайцев.





Бессменный организатор фестиваля, объединяющего театральные коллективы тюркского мира, а также русские театральные коллективы, которые продолжают евразийские традиции, режиссёр с мировым именем Андрей Борисов первым поздравил коллег из Кыргызстана с безусловным успехом.



Их работа вызвала живой интерес со стороны представителей прессы. Нельзя сказать, что спектакль получился «экзотическим» — скорее, он был необычен для нашего восприятия, не избалованного особенно частыми премьерами на сцене Национального театра РА.





«Ведьма» — ещё один спектакль, показанный на фестивальной сцене коллективом Новосибирского театра «На левом берегу» по пьесе Владимира Солодова. Молодой, начинающий поэт, который писал когда-то стихи, и этими стихами жила любимая женщина, променял свой талант на мнимое благополучие — и в этом его трагедия…



Подлинным открытием фестиваля неожиданно для большинства его участников стала первая работа Михаила Кулунакова на театральной сцене, которая сразу принесла ему успех. Тема беды, тема страха перед жизненными обстоятельствами всегда актуальна, и вряд ли ирландский драматург Сэмюэль Беккет мог предположить в конце 40-х годов в эпоху Сталина и Черчилля, что его пьеса «В ожидании Годо» будет когда-то поставлена в Горном Алтае молодым кинорежиссёром, и будет называться «Тургак».



Тургак – это как бы «дыра» вне времени и пространства, попадая в которую люди испытывают страх перед собственным будущим. Они чувствуют в таких местах свою беззащитность и слабость, им кажется, что спасение может прийти только свыше, но режиссёр М.Кулунаков убеждает зрителя: спасение – внутри нас.



Не надо верить людям, которые преисполнены самомнения, а на самом деле они тоже не знают, что происходит вокруг нас. Свобода может прийти к человеку только изнутри, никто со стороны не даст нам свободу, если внутренне мы к ней не готовы. Путь к спасению всегда рядом, надо только искать, где его начало…


 


Девчонки, которые пришли на показ фестивального спектакля, готовы были задушить в своих объятиях молодого актёра Ивана Кукуева, ставшего в одночасье любимцем публики. Восторженные поклонницы, не веря, что в жизни он такой же, как они, для того, чтобы удостовериться – перед ними действительно он – тянулись к нему руками, трясли его в радостном возбуждении, и всем было ясно: да, это удача.





А сам режиссёр Михаил Кулунаков был немного растерян от такого успеха, он не знал, как объяснить знатокам театральной жизни, критикам и театроведам, что именно он хотел бы сказать своей постановкой. Всё, что ему хотелось сказать со сцены, зрители увидели. Вопрос только в том, как они будут жить дальше, нужна ли им такая постановка на сцене театра.





…И совсем другая обстановка – в спектакле «Записки сумасшедшего», поставленном по бессмертному произведению Гоголя. Казалось бы, что нового можно показать со сцены, когда сюжет этой вещи известен каждому со школьных лет… И тем не менее каждый, кто пришёл посмотреть на игру актёров из столицы Татарстана, открыл для себя нового Гоголя – такого, который и сейчас остаётся на редкость современным.





Поздравить актёров из Казани пришли в день показа спектакля многие представители татарской диаспоры, живущие в Горном Алтае, и среди них известные всей республике Леонид Щучинов с женой Лилией Юсуповой, которую знают и ценят в столице Татарстана как талантливую художницу и прекрасную поэтессу.



На фестивале снова пересеклись творческие пути Андрея Борисова и спикера республиканского парламента Ивана Белекова, который известен на родине прославленного режиссёра как самобытный поэт, а теперь и соавтор при постановке спектакля «Восхождение на Хан-Алтай», который снова был показан, теперь уже на международном театральном фестивале.



Слова, с которыми выступал на фестивале его бессменный организатор, вызывали всякий раз живой и неподдельный интерес со стороны министра культура РА Владимира Кончева.



Ко всем гостям хозяева нынешнего фестиваля относились с одинаковым почтением, давая понять, что нынешний праздник – пока ещё только самый первый, а дальше будут новые фестивали и новые открытия…



Вот только жаль, что праздник рано или поздно заканчивается, и приходит время прощаться с любимыми актёрами и ждать, когда на сцену Национального театра придёт новый праздник. После нынешнего фестиваля, как смогли все понять, театру предстоит трудный путь к новым высотам. Но иначе и не может быть, для того и проводился этот фестиваль, чтобы показать, в каком направлении двигаться дальше.

Фото: Евгений БУТУШЕВ и Алексей ЧЕПКИН (3, 4).

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?