Исповедь алтайской актрисы Анны Балиной

Екатерина Сергеева
24.11.2014

Просмотров:

3227


«…Я, алтайская актриса, просто частица своей земли, кровью связанная с земляками, маленькое зернышко своего народа, актерским трудом пытаюсь сделать его жизнь ярче, лучше, полнее и добрее. В любой работе опираюсь на свой опыт, народную мудрость и традиции. Молчаливая сдержанность, суровая нежность, добродушие и мужественность моего народа и есть главные качества души, которые мне нужно сохранить в себе и проявить в характере моих алтайских героинь…»

В нашем театральном мире – событие. Вышла в свет книга Заслуженной артистки России Анны Балиной «Путеводная звезда» – ее презентация прошла в Национальном театре. Автобиографический жанр вместил далеко не все воспоминания актрисы, но то, чем она посчитала нужным делиться с читателем, подано очень искренне. Прямота характера, так свойственная ей («Я – Овен», – любит повторять актриса), отражена и в представленных в книге фрагментах биографии. Это подкупает. Анна Балина остается верна самой себе. Актриса, воплотившая множество образов на сцене нашего театра, приоткрывает читателю пространство своей вселенной, где столько пережито, испытано, прочувствовано. Красной нитью повествования в автобиографии – мысль о том, насколько могущественной властью в ее судьбе обладал Театр. И так остается до сих пор.

«Театр мой, может, не надо было тебя так любить? Думать о тебе и боготворить? Не знаю, стоило ли тебе отдавать столько сил, времени и беспокойства? Стоило ли на долгое время оставлять ради тебя своих детей, беспокоясь лишь о том, как пройдут гастроли? Стоило ли жертвовать семьей, личной жизнью? Эти вопросы я иногда задаю себе сейчас, пройдя через много потерь и утрат. Не знаю… Но кто может мне ответить? Я перенесла столько депрессий, разочарований из-за своей работы. Думала: не пойду больше. Но проходило время, и я снова шла в театр... Это же театр! Как можно оставить его без своего внимания, без помощи? Что будет без него? Да, театр, театр, театр!.. Он был главным действующим лицом в моей жизни…»

Вопросы, обращенные ею к театру, условны, ибо актриса знает ответы. Это ее поступки, стремления, мысли, в которых было, кажется, мало сомнений в том, что театр – судьба. А от судьбы, как водится, не уйти. «Я актриса во всем: по своей сути, по образованию, по желанию и мечте. Мое дело – творчество в любом его виде. Мое место – на сцене, любила актерство с детства. Да, отец как-то проронил: «Был бы счастлив видеть дочь хорошей актрисой, именитой». Мечта моего отца исполнилась, я стала хорошей актрисой, не знаю, именитой ли, но зрители меня любят…»

Одни из самых интересных страниц книги — воспоминания о детстве. В них есть лирика, вплетающаяся в признание любви к земле, на которой выросла, и к своим родным людям. Есть увлекательнейшие фрагменты — благодаря им читатель способен ярко представить внутренний мир девочки, которая, вторя природному дару воображения и способности тонко чувствовать пространство, напитывала свою душу бесконечной красотой и поэзией родной земли.

«…Истоки творчества и моей жизненной энергии в моем детстве. Мое милое, дорогое, несмотря на суровые испытания, счастливое детство! Я познавала окружающий мир, полный различных причуд, фантазий, видений. Для меня он был необъятен, прекрасен, бесконечен…»

Прекрасный и бесконечный мир манил и звал. Прежде всего, это мир природы, в которой разыгрываются свои увлекательные «спектакли».

«…Когда у меня появлялось свободное время, я убегала на речку. А там, на берегу родное дерево – красная моя лиственница. Ее моими руками не охватить, а высота – до небес. Все кругом также зелено: ни одна травинка не увяла, все цветочки на местах. Ждут, словно вот-вот начнется большое представление. Сегодня активно в пляс пойдут цветочки с правой стороны. Вчера они не успели еще расцвести и войти в действие. А вот прилетела к нам гостья – красавица-синица, что-то чирикает, рассказывая о своих новостях, внимательно наблюдая за представлением. Ей всё очень нравится: все дружно поют, пляшут, качаясь из стороны в сторону под легкое дуновение ветра. И еще есть внимательный наблюдатель: цветок кун-чечек следит за солнечным ходом, куда солнце, туда и цветок кланяется...»

Удивительно признание актрисы в том, что она помнит себя в самом раннем детстве. «…Впервые я ощутила себя в этой жизни в двухлетнем возрасте на летней стоянке Барануле нашей фермы. Было жаркое лето. Утром после домашних хлопот, дойки колхозных коров мама с папой пекли в золе хлеб – терпек. Мне не терпелось попробовать его. Мама всё уговаривала меня подождать, а отец в это время носил меня на руках. Потом мама вынула терпек, отломила кусочек, дала в руки. Папа поставил меня возле двери, и я стала есть. Солнышко так и сияло в вышине…»

Отношение к труду с детских лет как к важнейшей и необходимой составляющей жизни, в которую всегда можно привнести творчество, актрисой подчеркивается в отдельных фрагментах особенно, поскольку именно оно предопределило её актерский путь, которому невозможно было бы состояться без огромной работы.

«…Со школьного возраста я шила одежду — как себе, так и своим братьям и сестре, маме, даже отчиму сшила костюм. Это была моя обязанность. Я тогда не понимала сложности и трудоемкости работы, к шитью костюма отнеслась спокойно, взялась за дело и с легкостью его выполнила. Так и с любой другой работой было: надо – и я делала. Ведь жизнь – это каждодневная борьба, даже с собой, я это рано поняла. Надеяться в жизни нужно только на себя, на свои силы, терпеть и идти настойчиво вперед, чтоб удержаться в этой сложной, многоликой жизни, противостоять всем ее испытаниям, бесконечным препятствиям...»

 

Роли, роли… Актриса вспоминает, как создавался каждый персонаж. Перед читателем проходит ее профессиональное движение – от образа к образу, ее открытия, радости, переживания, связанные с любимой работой. «…Бесконечно благодарна всем своим педагогам, особенно институтским (ГИТИС), которые дали мне профессию, путевку в жизнь. Незабываемы и по сей день их советы, наставления по созданию структуры образа. В период читки пьесы я начинаю работать над образом, вначале это что-то малопонятное, зыбкое, но затем по ходу репетиций набираю (собираю) элементы, необходимые для раскрытия характера. Более объемные работы, такие как Танкабике и Толгонай, конечно, доводятся во сне, ночью. Тогда я разбираю и прохожу все, вплоть до мельчайших психологических мотивов поведения, поступков, реакций моего персонажа. Если не прочувствую это, то в спектакле очень сложно прожить образ достоверно, донести до зрителя, какая она, моя героиня — как любит, как чувствует…»

Как сыграть любовь без огня в сердце? Что до чувств, то и здесь актриса искренна. «…Влюблялась я в своих партнеров на сцене, в героев кинофильмов. Актрисе без любви играть на сцене нельзя. Ведь тайна любви одинакова во всех ее проявлениях, лишь по-разному реагируют люди. Не бывает одинаковых камней в природе, как и растений. Каждый хорош, каждый чем-то отличается от другого, хоть немного, но каждая форма прекрасна по-своему…»

Анна Балина - такая, какая есть – не прячется от читателя, не «лакирует» страницы жизни и своего отношения к тому, что вызвало когда-то обиды или горечь.

«…Но в людях я часто ошибаюсь, принимаю их такими, какими они себя представляют, доверяюсь, потом страдаю, недоумеваю, разочаровываюсь, и все равно, другому человеку, пришедшему ко мне, снова доверяю. Люблю людей простых, искренних, доброжелательных и верных, ценю в них порядочность честность. Никогда не требую к себе особого отношения и не хочу обязывать ничем друзей. Самое большое счастье для меня, конечно, мои дети, внуки и правнуки, а в общественной, трудовой жизни – открытие нашего театра. И день открытия Международного кочевого театрального фестиваля «Желанный голубой берег» в нашей республике. Это значит, что театр жив и признан в театральном мире. Еще раз доказывает свою состоятельность жизнеспособность. И это тоже большая радость для меня…»

Для нас же, почитателей таланта Анны Балиной, — огромная радость держать эту книгу в руках, понимая, что рожденные страницы – не столько итог, сколько желание в очередной раз открыться, быть понятой, следовать своей путеводной звезде, свет которой не был иллюзорен. Он ни разу не обманул и зрителя, подчиняющегося магии театра, который в судьбе этой актрисы никогда не закончится. В это верится — такова убедительность масштабности ее таланта, крепкая ее связанность, родство с театром.

Остаётся добавить, что книга выпущена силами Национального драматического театра и республиканского отделения СТД. Отпечатана в ОАО «Горно-Алтайская типография». Литературный редактор и составитель — председатель республиканского отделения СТД Светлана Тарбанакова. И даже если автору «Путеводной звезды» кажется, что эта книга — всего лишь попытка «рассказать о себе, о своей жизни и работе, о времени, в котором жила…», мы, читатели, с теплом и большой признательностью оцениваем этот труд и очень надеемся, что он не последний в жанре автобиографии, к которому актриса прикоснулась вполне талантливо, ведомая любовью к своим зрителям и своему «единственному в жизни, выстраданному и долгожданному» театру.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?