Несколько слов о личных впечатлениях от республиканского музея Алтая

Татьяна Данилова
04.11.2012

Просмотров:

2763



В воскресный, слегка пасмурный день решила, наконец, посетить музей. Позвонила подруге, договорились сходить вместе.

К этому событию долго подступалась. Смотрела во время прогулок на столь грандиозное по горно-алтайским меркам сооружение со стороны. Да, наверное, прав был один из гостей нашей республиканской столицы, когда заметил: слишком монументально. Пыталась осмыслить, что значит «слишком»? В чем нарушена мера? И нарушена ли? Музей - это здание, где обитает сама вечность. Оно сурово по своей сути, поскольку пытается сохранить время. Смысл музейной культуры, как известно, заключается в памяти о жизни. Даже если он пытается восстановить очень древние времена. Поднимаясь по гранитным ступеням нового музея, мы не могли не думать о той «новинке» - «алтайской принцессе» скифского времени - которую совсем недавно доставили в Горно-Алтайск. Мысль о мумии несколько смущала. Но вспомнили знаменитую стихотворение-эпитафию Марины Цветаевой:

Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
…Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Возможно, у той скифской молодой женщины, с мыслью о которой мы входим в новый музей, был не столь веселый нрав, как у Цветаевой? Но ведь она тоже была?

Идем по залам музея. Первый - природа Горного Алтая и история нашей земли: пробегаем глазами по наслоениям древних эпох: запоминаются морские ракушки, вросшие в скалы. Трудно было оторвать взгляд от живописной выставки камня разнообразных пород. Много теплых эмоций получили от живых уголков природы: изящной маленькой ярко-желтой птички, красивых и смешных рыбок в аквариуме. Моей внучке особенно понравилась рыбка с красным хохолком на голове в форме пышного берета. Как всегда, был любопытен этнографический зал: модели жилья и бытия алтайцев и русских. Вспомнила, как давным-давно на покосе у подруги ночевала в корявой сырой продымленной юрте в интимной близости к земле и звездному небу. А моя внучка Ксения, разглядывая алтайские наряды, захотела сшить себе алтайскую шубку с яркими узорами. В зале, посвященном стоянке первобытного человека, послушали молодого юношу, экскурсовода. Немного больше находились в литературном зале. Здесь тоже новая экспозиция, похоже, что музейным работникам еще придется много потрудиться, так как это материалы живой, но уже уходящей современности.



Рассмотрев какие-то случайные картины, спустились к каменным изваяниям алтайских степей, где я с удовольствием поприветствовала курайского кезера (хоть и древний тюрок, но почти земляк).

И вот сверкающие черные гранитные ступени, ведущие вниз…. Небольшой зал, в конце которого муляж скифской молодой женщины (насколько он соответствует действительному образу?). Тихо звучит музыка. Возвращаюсь к центру зала и несколько смущенно заглядываю за белые шторочки: небольшое короткое коричневое сооружение для древних останков вызвало некоторое недоумение…Ощущение слишком сакральной обстановки в зале. Мне показалось, что белые шторочки излишни, это создает ощущение бытовой похоронной реальности. Лучше бы больше познавательного. На мой взгляд, можно было бы обойтись без муляжей. Или воспроизведение захоронения должно быть более точным. И еще мне представляется, что в этом зале, где находятся останки скифской женщины, на стенах должна быть смоделирована жизнь скифов.

Последним посмотрели зал изобразительного искусства - «мир верхний», (3-й этаж): много света и живописи. Приходится отметить, что выставка современного искусства в новом здании представлена не совсем характерными в стилистическом плане работами авторов. Как-то неровно и неравновесно. Но, повторяю, это были только первые личные впечатления.

 

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?