На фоне событий, связанных с открытием в Новосибирске III межрегиональной художественной выставки «Красный проспект» отошли на второй план споры вокруг городских скульптур, которые не нравятся новым городским властям. В своё время они пришлись по душе бывшему губернатору, точнее, мэру Владимиру Городецкому — а теперь они вдруг «потеряли» художественную ценность.
В их числе — скульптурная картина «Первый улов», которую уже не раз переносили с одного места на другое. Видимо, по этическим соображениям, иронизирует «Вечерний Новосибирск». На мальчике с большой рыбой в руке нет одежды, и тем самым он стал смущать, наверное, новых «системных мужиков». И, похоже, напрасно автор этой скульптуры Владимир Керендитов из Республики Алтай убеждает представителей власти в том, что его мальчик — это символ счастья и молодости, а рыба символизирует успех. В том числе для нового губернатора. Временно для маленького рыбака нашли место неподалёку от «генеральского дома» на Красном проспекте, а где он окажется в дальнейшем, никто не знает. По крайней мере, памятника Копченой Колбасе в столице Сибири больше нет. Снесли, на всякий случай.
В сообщениях о каменном мальчике (на снимке) вызывает интерес упоминание Владимира Керендитова из Горного Алтая. У себя на родине скульптор практически неизвестен, а здесь в Новосибирске о нем пишут по меньшей мере с лета 2009-го, когда в сквере молодёжного театра «Глобус» открывался V Новосибирский симпозиум каменной скульптуры. В мастерстве тогда состязались пятеро молодых скульпторов из Томска, Бийска, Новосибирска, Байкальска и Кош-Агача.
В сквере участникам конкурса предложили материал, с которым предстояло работать: мрамор Кибик-Кордонского месторождения. Как сообщалось, такой же мрамор использовался при строительстве и реконструкции Храма Христа Спасителя, Манежной площади, Большого театра, станций Московского метро. И, что интересно, тогдашний мэр Новосибирска Владимир Городецкий призвал горожан уважительно отнестись к работе скульпторов, а им пожелал творческих удач. Кое-кто, надо полагать, запомнил эти его слова и, вполне возможно, теперь их припоминает.
Одна из мраморных глыб весом около 2,5 тонны досталась Владимиру Керендитову из Кош-Агача (Республика Алтай), и вот что рассказывал будущий автор «Первого улова». Сначала углем наносится контур на камень, после этого с помощью перфоратора отсекается всё лишнее. Дальше в ход идёт болгарка — чтобы делать запилы и откалывать куски, один за другим. А перед тем, как взять в руки резец, скульптор работает еще одной, маленькой болгаркой, после чего начинается доводка. Владимир еще тогда сказал, что будет высекать из мрамора мальчика, в котором горожане увидят символ молодости, чистоты и начала.
В то время он учился на художественно-дизайнерском факультете НГАХА, открывая для себя глубины монументально-декоративного искусства. В январе 2012-го в Первомайском сквере Новосибирска проходил фестиваль снежной скульптуры, и многих горожан поразило величественное лицо, будто сошедшее с полотна Сальвадора Дали, и в то же время оно таило в себе загадочную улыбку Джоконды. Это «Лики Алтая», рассказывал молодой скульптор Владимир Керендитов. Он хотел выразить что-то древнее, с элементами алтайских мифов, первобытной магии. Замысел был интересен, но, пожалуй, его работа выбивалась из общей канвы зимнего фестиваля.
Прошло пять лет, и точно так же, в начале января 1917-го, в Новосибирске подводили итоги очередного Сибирского фестиваля снежной скульптуры, который проводился уже в 17-й раз. Собрались мастера не только со всех концов России, но даже из Кыргызстана, и каждый стремился удивить новосибирцев, а в первую очередь - членов жюри новым, оригинальным сюжетом. Кстати говоря, все работы посвящались в этот раз объявленному в стране Году экологии. Мастера из Горно-Алтайска признали лучшим на Сибирском фестивале снежных скульптур - ошибочно сообщали в те дни, рассказывая об итогах фестиваля. Первое место занял скульптор Владимир Керендитов, на тот момент житель Новосибирска: его композицию «Старик и море» (на следующей фотографии) жюри назвало лучшей.
…А в Горно-Алтайске на центральной площади по заказу городских властей снова выставили зверей из астрологического Зодиака и привычных сказочных героев.
В интервью для «Хан-Алтая» Владимир рассказал, что его деда по материнской линии направили по распределению в Кош-Агач, где он работал киномехаником, думал уехать обратно, но так и остался. Говоря о своих родителях, Владимир сообщил, что мать работала в воинской части ПВО, а отца должны хорошо помнить ветераны таможни в селе Ташанта. Природа высокогорной Чуйской степи давала особое восприятие пространства, ее древности закладывали в творческом воображении будущего мастера сюжеты скульптурных композиций, одна из которых как раз и появилась на свет зимой 2012-го. С благодарностью вспоминая детские годы, Владимир назвал своих одноклассников, с которыми поддерживает до сих пор дружеские отношения: это Алексей Абельбаев, Токтомурат Джанабилов, Бакытжан Чигажанов.
В его архивах есть проект сооружения 5-метровой скульптуры «Беркутчи», которая могла бы стать одним из магнитов для гостей, приезжающих в Чуйскую степь. Но где и когда она будет воздвигнута, Бог весть. Возвращаясь домой, он находит в горах вдохновение и покой перед тем, как идти дальше.
После учебы в академии Владимир решил остаться в Новосибирске. Освоение избранной профессии продолжалось, и на Художественной выставке Всероссийского молодёжного образовательного форума «Таврида – 2015» в числе награжденных памятными сертификатами был в том числе и Владимир Керендитов (Новосибирская область).
В начале июля 2017-го в День города в Новокузнецке открывали знаковые арт-объекты: обновленный памятник Маяковскому, светящуюся строку из его стихотворения на Привокзальной площади, а еще называли скульптуру Владимира Керендитова «Первый урок» у здания цирка (на фотографиях). Этот подарок городу в честь его 400-летия от имени автора скульптуры сделал губернатор Кузбасса Аман Тулеев. Свой юбилей был не так давно и у города Горно-Алтайска, но так уж вышло, что его улицы «украсили» эклектичные, мягко говоря, произведения от мастеров местной «зоны».
Композиция «Первый урок» была передана жителям Новокузнецка с пожеланиями добра, счастья и семейного благополучия. В ней воплощены, по словам кемеровского губернатора, семейные ценности, круговорот жизни и красота дикой природы. Новая скульптура сразу обрела большую популярность у детей горняков и металлургов. Возле нее всегда шумно и весело – чего нет возле деревянных статуй на улицах Горно-Алтайска.
На родине мастера, в Республике Алтай, никаких его работ нет.