Этнографические рисунки Гуркина

Екатерина Сергеева
24.03.2014

Просмотров:

3082

 



В Анохинском музее состоялась презентация альбома «Этнографические рисунки Г.И. Чорос-Гуркина». Тираж издания – 1100 экземпляров. Альбом подготовлен в издательстве «Ак Чечек», отпечатан в Горно-Алтайской типографии, издан при финансовой поддержке республиканской целевой программы «Развитие и сохранение алтайского языка на 2012-2014 гг.».

На презентацию принесли 50 экземпляров, которые в тот же день были немедленно раскуплены. Желающие приобрести альбом смогут это сделать в Национальном музее. Очень приятно, что память о художнике подкреплена ныне выпуском подобного издания.

Идея проекта принадлежит кандидату искусствоведения Римме Еркиновой и безвременно ушедшему от нас директору издательства «Ак Чечек» Владимиру Кыдыеву. Ее исток – в начале 90-х, когда интерес к творчеству Г.И. Гуркина получил свое возрождение. Но прошел не один год, пока идея стала более оформленной, и нашлись возможности для ее воплощения. Сначала увидели свет каталог работ и альбом живописи художника, и вот теперь – новое издание, представляющее интерес «для историков искусства, искусствоведов, религиоведов, художников и широкого круга читателей, интересующихся российским культурным наследием».

«Формы растений дали первобытному человеку симметрию, линии и пропорции. Тут есть все: линии с изгибом, закругление, их контуры, цвет и формы, – писал Чорос-Гуркин на одном из листов «Алтай. Орнамент» (1922). – Первобытный человек с древних времен стал брать рисунок из растительного и животного царства и высекать на камне, вырезать на дереве, украшать им свою одежду, утварь, оружие и жилище. Природа у разных народов вылилась в особый стиль, присущий жизни и взглядам нации». Особый стиль – и у Гуркина-рисовальщика. В этих произведениях он и этнограф-путешественник, и портретист. Экспедиции по Алтаю, пребывание в Монголии и Туве оставляют подробности внимательного взгляда художника как раз в рисунках.

В альбоме они выстроены в хронологическом порядке, и практически все имеют пояснительные комментарии на лицевой и оборотной стороне – на алтайском и русском языках. Встречаются в этих комментариях диалекты, архаизмы, а иногда и описки. Но, несмотря на это, описания, по словам искусствоведов, представляют несомненный научный интерес. Рисунки сгруппированы по периодам творчества художника.

Всё, что вошло в альбом – представлено фондами нашего музея и Государственного художественного музея Алтайского края. Но по сути – это одна коллекция. И есть надежда, что когда-нибудь те рисунки Гуркина, что были изъяты волевым усилием и отправлены за пределы Горного Алтая, вернутся на родину, где художник находил бессчетное количество поводов для вдохновения.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?