А нас обуревают тем временем новые мечты и новые фантазии, и многим уже верится, что платоновский «котлован» станет скоро блистающим озером искусственного происхождения возле Айского моста, а газ дойдёт до самых дальних стоянок (как казалось когда-то, до этих же стоянок дотянутся электрические провода, а по столичному городку побегут импортные троллейбусы). Не дотянулись, не побежали, и котлован ещё недокопан, а нам снова твердят, что ждать осталось совсем недолго — «три-четыре года», и это уже как заученная мантра для нашего начальства, идущего где-то там далеко впереди, а тут ему неинтересно и как-то тоскливо, потому что пришлось бы делать что-нибудь реальное.
В свой последний приезд сенатор Ралиф Сафин удивил нас тем, что ушёл работать в Комиссию Совета Федерации по культуре, где председателем избран другой наш сенатор — Виктор Лопатников. Это кажется неправдоподобным и может даже выглядеть насмешкой над здравым смыслом, но разве интересовала когда-нибудь нашего сенатора экономика Горного Алтая? Она для него где-то на уровне оборотов одного из его сахарных заводов, и всерьёз Ралиф Рафилович вряд ли задумывался по поводу самодостаточности нашего региона или хотя бы его узнаваемости в отечественном бизнес-сообществе, подсевшем на сырьё, которого здесь у нас нет.
Два алтайских сенатора во главе Комиссии по культуре — это уже серьёзно. И куда более серьёзно то обстоятельство, что другой заместитель у Виктора Алексеевича — тоже с Алтая. Да, это правильно, Драгункина Зинаида Фёдоровна считается представителем в Совете Федерации от Московской городской Думы. Но, к примеру, усть-коксинские комсомольцы лучше других знают, что Зинаида работала в 70-х годах в Лениногорске (нынешнем Риддере), была вторым, первым секретарем городского, а позже и областного комитетов ВЛКСМ (Восточно-Казахстанского обкома), а дальше она работала в Москве заведующей отделом школьной молодёжи ЦК ВЛКСМ.
Студенческая молодость, проходившая в Рудном Алтае, часто вспоминается Зинаиде Фёдоровне — как и первые годы трудовой биографии, которая начиналась у неё по соседству с Горным Алтаем. Воспоминания минувших лет вполне могут привести её к нам в республику, и тогда… Конечно, это не был бы для нас визит такого же рода, как визиты г-на Грефа или Евтушенкова, не говоря про Миронова, Лаврова, Путина, Медведева… Это так, спорить никто не будет. Но давайте задумаемся: что же заставило двух наших сенаторов возглавить Комиссию по культуре?
Вернее даже, во главе этой комиссии — три алтайских сенатора. Если, конечно, Анатолий Иванов с его «Вечным зовом» для нас пока ещё не явление зарубежной культуры, да и сам Рудный Алтай не в «потерянном времени», а всё так же рядом с Колыванью и Бийском.
В разные годы Зинаида Фёдоровна входила в состав комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; была членом Комиссий СФ по культуре, по делам молодежи и спорту; по образованию и науке. В дуэте с нынешним председателем Комиссии В.Лопатниковым, который с 1976-го по 1988-й руководил отделом культуры Ленинградского обкома партии, ей были бы интересны, надо полагать, и перспективы развития культуры в том регионе, который он представляет сейчас в Верхней Палате российского парламента.
Общаясь незадолго до отъезда из Горно-Алтайска с журналистами местных СМИ, сенатор Ралиф Сафин акцентировал их внимание на том, что перешёл на работу в новую Комиссию по личной просьбе ее председателя В.Лопатникова. При этом он уточнил: «на новом месте смогу принести больше пользы Республике Алтай». В его планах — плотное взаимодействие с Министерством культуры РФ во главе с Александром Авдеевым. Что это могло бы означать на практике? Над этим вопросом предстоит подумать сейчас всем работникам культуры нашей республики.
В Москве происходят заметные изменения, вызванные отставкой Юрия Лужкова, но, как сказал сенатор, ничего страшного для нашей республики в этом нет. Ралиф Рафилович давно знаком с новым мэром столицы Сергеем Собяниным, «мы работали с ним на Севере», и на ближайшее время запланирована их встреча.
В следующий свой приезд Ралиф Сафин планирует встречу со студентами Горно-Алтайского университета. Его интерес к такой встрече вызван, с одной стороны, избранием нового ректора, но главным мотивом он назвал своё желание выйти на честный и открытый диалог со студенчеством Горного Алтая. Из опыта своего общения со студентами, получающими образование в Москве, сенатор вынес убеждение в том, что большинство из них мечтает вернуться на родину, но всегда ли республика предоставляет им достойные рабочие места?
Проблема смены поколений — это на самом деле проблема будущего нашей республики. Во всём мире наблюдается сейчас массовая компьютеризация, и нас должен радовать тот факт, что Республика Алтай по числу компьютеров в расчёте на душу населения занимает одно из лидирующих мест в России. Но всегда ли грамотно используется нашими властями этот потенциал? Готовы ли власти к тому, чтобы признать конкурентные преимущества молодых специалистов и открыть для них более широкие перспективы?
Сенатор планирует встречу с активистами молодёжного парламента, и он меньше всего хотел бы выслушивать заранее подготовленных ораторов. Это не нужно сегодня никому, если всерьёз думать о будущем республики. «У нас в республике демократии больше, чем где бы то ни было», - заметил Ралиф Сафин. Здесь в Горном Алтае каждый может открыто сказать к глаза губернатору А.Бердникову всё, что думает. А возможно ли такое в Башкортостане, например, или в Татарстане? Нет, конечно, признал сенатор, и этим потенциалом тоже следовало бы дорожить всем жителям республики.
Истинный бренд Горного Алтая — его культура. Ни один, даже самый смелый и захватывающий экономический проект не сможет вывести наш регион на тот же уровень, который давно уже признан за Горным Алтаем, когда речь идёт о его культуре. И для того, чтобы понять это, нам следовало пройти целых двадцать лет самостоятельного развития, а нашим сенаторам хватило для этого одного срока своих полномочий.
На снимках: председатель Комиссии Совета Федерации по культуре Виктор Лопатников, его заместители Зинаида Драгункина и Ралиф Сафин, представляющие сейчас на федеральном уровне самое влиятельное лобби в области культуры.