Ансамбль «Алтам»: Двенадцать дней в Якутии

Екатерина Сергеева
05.08.2014

Просмотров:

3743

В Якутии недавно поставлен третий рекорд, занесенный в книгу Гиннеса. Республика, славящаяся массовыми праздниками, удивляет своих гостей не только рекордами, но и невероятно трепетным отношением к своим традициям. Хроникой своих впечатлений об одном из самых значимых праздников этой земли делится художественный руководитель Государственного Театра танца «Алтам» Айана Шинжина, вернувшаяся со своим коллективом с Ысыаха Олонхо.

- В Якутии с 2007 года, после признания ЮНЕСКО якутского эпоса Олонхо нематериальным устным шедевром, ежегодно отмечается традиционный Республиканский Ысыах Олонхо. Он проходит в дни летнего солнцестояния. Этот праздник встречи лета, пробуждения природы, расцвета духа человека, единения людей, дружбы народов. Якутия знаменита своими богатыми традициями, гостеприимством и огромным уважением к своим духовным и культурным истокам. Ысыах Олонхо проходил в этот раз с 18 по 30 июня.

Безусловно, генезис традиционных праздников, фольклора, героических сказаний алтайцев и саха имеет единые корни. «Алтам» с удовольствием побывал на этом празднике. Мы были приглашены министром культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Андреем Саввичем Борисовым, руководителем проекта «Школа якутского традиционного танца АУ РС (Я) «Арктика» Симой Петровной Толстиковой и начальником управления культуры мэрии Якутска Антонидой Николаевной Корякиной. Мы приняли участие в программе этого якутского традиционного праздника, проведение которого в рамках Года культуры в России приобрело определенные важные акценты. С большой благодарностью отметим, что авиа-перелёты, проживание и питание взяла на себя принимающая сторона.

Один из первых дней был посвящён интереснейшим экскурсиям, прежде всего это посещение Национального художественного музея имени Л. Габышева. На следующий день «Алтам» стал участником Республиканского Ысыах Олонхо. Праздник, посвящённый «Эпосу Олонхо», проходил в этнокультурно-обрядовом комплексе «Ысыах Олонхо – 2014» в Хангаласском улусе. Артисты нашего театра танца исполняли в финальной части театрализации – в общем традиционном танце дружбы «Осуохай».

Днем позже «Алтам» участником III Регионального фестиваля круговых танцев народов Сибири. Здесь состоялся совместный концерт якутов, алтайцев, монголов, южнокорейцев и китайцев. Мы показали хореографическую композицию, посвящённую культу огня, состоящую из ритуального хоровода теленгитов «Дьайканыш», сольного танца «От-Эне» и группового танца «Курчулу От-Эне».

В эти дни мы посетили два спектакля Театра Олонхо. Посмотрели постановку режиссера Андрея Борисова по произведению Г.В. Баишева – Алтан Сарын «Эллэй Боотур», рассказывающую историю о прародителях народов саха Омогойе и Эллэе, и спектакль «Удаганки» режиссёра-постановщика Антониды Борисовой – о трех о сёстрах-удаганках, желающих любить, несмотря на великое бремя шамана – дара и проклятья одновременно. Прикосновение к искусству Театра Олонхо позволило приблизиться к традиционному жанру якутов, который они всеми силами стремятся оберегать и развивать.

Международная научно-практическая конференция по теме «Круговые танцы в контексте религиозных воззрений» состоялась 22 июня. Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутии), Агентство реализации креативных технологий и инноваций культуры Арктики, Арктическим государственным институтом искусств и культуры, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт Гуманитарных исследований проблем малочисленных народов Севера Со РАН и Международный Фонд «Тенгри» выступили ее организаторами.

В конференции приняли участие исследователи из разных регионов России и ближнего зарубежья. Это народные знатоки круговых танцев, хореографы, этнографы, культурологи, искусствоведы, арт-менеджеры, деятели культуры и искусства – все, кто интересуется этнокультурой и круговыми танцами в частности. Удивительно, насколько тема этого хореографического жанра, истоки которого связаны с обрядовой стороной многих народов, продолжает волновать своей сакральностью.

На конференции был показан фильм об Ысыахе с самым массовым круговым танцем-осуохаем. Для исследователей, рассматривающих тенгрианство в самых разных аспектах, круговой танец стал своего рода феноменом, практикующимся в жизни и воплощающим культ поклонения небу и солнцу.

«Традиционный алтайский танец хороводного типа как основа танцевального фольклора алтайцев» – так звучала тема моего доклада, куда вошли научные изыскания по вопросу о выявлении танцевально-пластических элементов в песенно-игровом народном искусстве алтайцев. Интересно было проанализировать и сравнить якутский «осуохай» и алтайский «курее-дьанар». Артисты показали хореографические композиции как результат практического применения проведённых исследований.

23 июня – еще один день экскурсий. Наши артисты побывали на репетиции спектакля «Манчаары» о национальном герое в Государственном театре оперы и балета имени Суорун Омоллона (якутский писатель Дмитрий Кононович Сивцев). Посетили исторический зал Национальной публичной библиотеки имени А.С. Пушкина и Якутский Государственный Объединенный музей истории и этнографии народов Севера.

Интереснейшие впечатления оставило посещение Музея варгана (хомуса) народов мира. В качестве экскурсовода выступил лично встретивший артистов директор музея Николай Спиридонович Шишигин. Музей хранит 1500 тысячи комусов из 47 стран. Они изготовлены из кости, металла, бамбука... На варгане играют 200 народов мира. В музее представлены, конечно же, и алтайские комусы, изготовленные братьями Поткиными. В числе виртуозов-комусистов различных стран и народов представлен наш земляк Болот Байрышев. Мы вошли в этот музей с музыкальным приветствием, которое осталось запечатленным работниками музея. Салоны национальной посуды «Камелёк» и национальных ювелирных изделий «Кружевало», в которых мы побывали в тот же день, позволили дополнить впечатления этого дня выразительными нюансами якутской эстетики.

Из Якутска в Нюрбу отправились на следующий день. Этот нелёгкий, но интересный маршрут в западную часть Якутии занял 20 часов и включил в себя две переправы на паромах. Следующий день был сопряжен с участием в сакральных обрядах, ритуалах «Алгысах», в благопожеланиях. 26 июня состоялась генеральная репетиция открытия Ысыаха и впервые проводимого Международного этно-фольклорного фестиваля кочевых народов, посвящённого культу коня.

27 июня мы приняли участие в театрализации открытия праздника-фестиваля с танцем «Посланники Солнца и небесный конь Аргымак», представили свою танцевальную программу в концерте мастеров искусств и гостей праздника-фестиваля. На следующий день вернулись в Якутск и прибыли в Долину Усть-Катын, расположенную в окрестностях города. Ее название в переводе означает «Три берёзы». Здесь проходил городской праздник «Ысыах», в программе которого мы показали и свои танцы.

В составе членов жюри Республиканского конкурса хореографов-постановщиков имени С.А. Зверева «Хоровод – танец предков» довелось посмотреть разные сценические интерпретации круговых танцев (Оhyокай, Сээдьэ, Дэвэйдэ, Асорай, Хадэ, Хэйро, Лондол) народов Республики Саха (Якутии). Организатором мероприятия выступил Национальный театр танца республики имени С.А. Зверева-Кыыл Уола.

На этом празднике Республика Саха поставила очередной рекорд, попавший в книгу Гиннеса. Он был связан с обрядом Кумысопития, в котором приняли участие 11.136 человек. Это уже третий рекорд, установленный в Якутии во время Ысыаха. Первый, по самому массовому синхронному исполнению музыки на хомусе, был установлен три года назад, когда ансамбль из 1344 хомусистов исполнил семиминутную музыкальную композицию. В прошлом году был зафиксирован рекорд по самому большому в мире национальному хороводному танцу, в котором участвовали 15.293 человека.

29 июня национальный театр танца Республики Саха в лице художественного руководителя Светланы Прокопьевны Бессоновой и менеджера Афанасия Афанасьева организовали экскурсионную программу. Наши артисты побывали в «Царстве Вечной мерзлоты» (под землей), в этнографическом комплексе «Чочур Муран», на реке Лена.

На следующий день наш коллектив вылетел из Якутии и благополучно вернулся на родину – с незабываемыми впечатлениям о якутском национальном празднике. Представляя нашу республику, «Алтам» дарил зрителю свои выступления на различных этнографических площадках Якутии.

Быстро пролетели двенадцать наших солнечных дней в Якутии. Ночей мы не заметили. Почему? Потому что, во-первых, это «белые ночи» (не темнело), а во-вторых, все время, пока мы гостили там, прошло как один большой солнечный день, освещающий разные истории одного праздника.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?