Андрей Романов: «Главное – удовольствие в работе!»

Екатерина Сергеева
27.05.2013

Просмотров:

3937

 


Баяну никогда не стать скрипкой. Но оказывается, он может звучать почти как скрипка и даже как орган, когда оказывается в руках мастера… Это завораживает. Баяну начинаешь верить как инструменту с неординарными возможностями, которые раскрыть, опять же, под силу только мастеру. Профессор Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, лауреат международных конкурсов Андрей Романов показал недавно концерт в ДМШ №1, в котором играл классику. Баян чудился в его руках прекрасным незнакомцем. Кстати, повод для концерта был важный и приятный: у нас прошел Открытый городской конкурс исполнителей народных инструментов, и в нем Андрей Романов был, конечно, не просто почетным гостем, а центром компетентного жюри. Кроме того, выступление известного баяниста состоялось в день его рождения, и он с радостью принимал теплые поздравления и аплодисменты…
    
- Андрей Николаевич, вы не впервые в горно-алтайской ДМШ №1…  Какие впечатления от прошедшего конкурса?


- Я уже третий год курирую эту школу. До меня сюда приезжал мой педагог – Александр Анатольевич Крупин, известный баянист, профессор кафедры народных инструментов нашей консерватории. К сожалению, он ушел от нас, оставив очень светлую память о себе как о талантливейшем человеке…


Мне интересно бывать в разных городах, участвовать в конкурсах в качестве жюри, наблюдая уровень «народников»… В целом по стране он, увы, сегодня падает. Меньше ребят занимаются на баяне и аккордеоне. В Новосибирской области, например, больше баянистов, а в самом Новосибирске их практически нет. Мне приятно, что в Горно-Алтайске у вас много любителей и профессионалов, которые играют на баяне и аккордеоне…


- Возможно ли поднять интерес к народным инструментам?


- Думаю, это обязательно произойдет. Раньше на телевидении не так популярны были народные инструменты. Теперь Петр Дранга с аккордеоном в руках является своеобразным «флагом», приковывающим к себе большой интерес, как бы и по-разному к нему ни относились. Дети и взрослые с удовольствием слушают его! Они тянутся к этой музыке, потому что она современна и красива! Его артистизм, конечно, также невероятно выразителен. По сути, он своим искусством делает инструмент  в глазах тех же родителей, которые хотят отдать детей в музыкальную школу, – престижным.


Участники конкурсов по стране – преимущественно вокалисты. Наша задача – сделать так, чтобы народные инструменты жили. В вашем городе – много детей, увлеченных игрой на них, и это замечательно! Мое искреннее желание – чтобы дети продолжали любить эти инструменты.


У нас в консерватории каждый месяц проходят музыкальные гостиные в течение вот уже нескольких лет. Отдельно собираются любители и профессионалы, имеющие отношение к баяну и аккордеону. Это тоже пропаганда инструментов. 


- Расскажите, как развивался ваш интерес к музыке.


- У меня папа играл на баяне. Баян назывался «Ростов Дон». Папа был инженером, но с  музыкой не расставался. Я слушал, как он играл, и мне тоже хотелось взять баян в руки. В музыкальной школе я не учился, а занимался в студии педпрактики, в училище. Педагоги каждый год менялись, и за три года я сменил 15 педагогов. И был у меня прекрасный педагог Григорий Никитич Лавриненко во Владимире. А потом, в Новосибирской консерватории – Александр Витальевич Крупин…


- Какую музыку исполняете?


- В приоритете классические вещи, я сам делаю транскрипции, переложения. Что-то добавляю, создаю варианты произведений, скажем так, XXI века… У баяна свои средства выразительности, позволяющие играть органную музыку, например. Современные приемы меха позволяют делать необычные вещи. Хочется, чтобы наш баян звучал интереснее!


На сегодняшнем концерте будут исполнены произведения Вивальди, Баха, Моцарта, Скарлатти, Шнитке…


- Ваше любимое произведение…


- Концерт «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди… Это – одно из произведений, которое я с большим удовольствием всегда играю на своих концертах.


- Какие музыканты вам близки?


- Народный артист России Александр Скляров. Когда я учился в Воронеже, мы с ним общались…


- Какие у вас отношения с вашим инструментом?


- Самые близкие. Баяну уже 27 лет. Он у меня появился еще в институте…


- Андрей Николаевич, расскажите о вашем участии в международных конкурсах…


- Первая премия была взята в Америке. Мы отправляли с Андреем Кугаевским – доцентом нашей консерватории, одним из ведущих домристов-солистов в России, с которым я играю в дуэте, – диск на конкурс, и взяли там Гран-при. Это был в 2001 год, I Международный конкурс «Золотой аккордеон» в Нью-Йорке. С этого времени началась активная гастрольно-концертная деятельность нашего дуэта в городах России. Она продолжается по сегодняшний день. Также наш дуэт завоевали I премию, Гран-при и Золотую медаль им. И.Менухина на IV Международном конкурсе камерной музыки в г.Осака (Япония). В ноябре 2002 году мы совершил большое гастрольное турне по Японии. Также наш дуэт с Андреем Кугаевским — обладатель премии Российского Фонда «Русское исполнительское искусство». Мы побывали в городах России, Белоруссии, Швейцарии, Германии, Чехии, Норвегии, США, Канады, Японии, Франции, Китая… В Японии дали концерты в 16 городах.


- Как это было, как вас принимали?


- В Японии мы не услышали ни одного аккордеониста. Сделав турне по городам, удивились невероятной акустике залов. Эта акустика потрясает! Я не узнавал звучание своего баяна и домры Андрея Кугаевского – было ощущение, что звучит оркестр! Причем, залы огромные – на 2000 человек. Публика очень хорошо нас принимала. Сначала казалась молчаливой, а потом – такие овации! Японцы создали про нас книгу и фильм.


В Китае были, играли большой концерт. Там удивило вот что. Урок в музыкальной школе может проходить сразу для 50 детей. У нас такое невозможно – только индивидуальное обучение.  Кстати, там преподают и российские педагоги.


Во Франции – аккордеон очень распространен. Красиво танцуют вальсы под аккордеон люди пожилого возраста, все в бальных костюмах…  Если вы вспомните – Франция всегда ассоциируется с аккордеоном, как Россия с балалайкой.


Кстати, если говорить вновь о популяризации народных инструментов, то пожалуйста – балалаечник Алексей Архиповский очень успешно это делает.  До него балалайка была другая, он создал свое, очень интересное направление, которое отлично о того, что в нашем восприятии связано с классической балалайкой.


- Архиповский действительно околдовывает каждым звуком в игре… Удивительно!


- Он сам сочиняет, делает интересные коллажи и впечатляет своим исполнительским мастерством! Его сейчас пытаются копировать, но это всего лишь копирование… Он спровоцировал новую волну интереса к балалайке, вышел за рамки классической школы и движется в своем искусстве как свободный художник. Использование аппаратуры на его выступлениях, на мой взгляд, вполне нормально, оправдано, ведь наш век – время техники.


- Концерты, гастроли… Вы, конечно же, не представляете себя вне музыки…


- Не представляю… Иногда беру баян, играю сам собой, все забываю. На концертах публика сразу чувствует, доставляет ли удовольствие музыканту его собственная игра… Если музыкант «пыхтит», играя с напряжением, зал это сразу улавливает.


- Что вы говорите тем «реалистам», которые утверждают, что стезя музыканта может быть проблемной?


- Да, приходится слышать иногда от некоторых родителей, мол, как же мой ребенок будет зарабатывать на жизнь? Я говорю им, что если музыкант достигает хорошего профессионального уровня, у него будет всё. Главное – удовольствие в работе! Бывают дни, когда я просыпаюсь и понимаю, что стоит отложить занятие – не дело идти к ученику невыспавшимся, без настроения. Спонтанно могу перенести урок, но это только идет на пользу процессу обучению, потому что стараюсь заниматься музыкой в форме и настроении… Да и вообще – можно ли заниматься без него?


- На конкурсах, в которых вы принимаете участие в качестве жюри, кто-нибудь из подрастающих «народников» вас впечатлил?


-  В Сургуте был два года назад конкурс всероссийского масштаба. Там играл мальчик десятилетний из Краснодара. Он показывал консерваторскую программу. Если слушать его с закрытыми глазами, то можно легко представить, что играет выпускник консерватории. Это запомнилось, конечно… Так что вундеркинды в музыке, к счастью, есть.


Сами конкурсы – это очень хорошо! Это битва, соревнование, возможность понять свой уровень, услышать других. На конкурсах царит замечательная атмосфера, и мы видим множество всерьез увлеченных музыкой детей!


- Есть то, что в музыке раздражает?


- Что-то не воспринимаю в современной музыке. Мне не нравится иногда то, что сегодня пишут для баяна. Пьесы с набором технических наворотов, которые предлагают для изучения детям. Ребенок это вообще не понимает. Взрослые очень часто тоже. Вопрос – какое эта музыка может оказать влияние в принципе на развитие ребенка? А ведь современную музыку можно подать интересно. А иногда я, знаете, слушаю свои собственные переложения в чьем-то исполнении, и готов провалиться от стыда. Получается кошмар!


- С кем, кроме Андрея Кугаевского, вы еще выходите на сцену?


- Выступаю с оркестром сольно. В данный момент мы готовим большой проект – с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. В нем будет снова звучать наш дуэт, который иногда называют «Ан-2», потому что в нем два Андрея. А вообще – приглашений много, везде что-то творится, и поэтому наш баян живет! Он не пропадает и не пропадет – уверен в этом! И не верю, когда кто-то говорит, что баян умирает…


Еще хочется добавить хороших новостей. Во-первых, по итогам вышеупомянутого Первого Открытого городского конкурса «народников», где председательствовал в жюри Андрей Романов. В нем участвовали разновозрастные группы, начиная с самых маленьких исполнителей. Этот конкурс сменил мастер-классы, которые проходили ежегодно в музыкальной школе.


Вот как разделились первые места между детьми, принявших участие в двух этапах конкурса (коллоквиуме и исполнительском). В младшей группе лидерами стали Саша Высоченко (преподаватель Михеева Л.А., ДМШ №2), Денис Найдёнов и Андрей Бодрошев (преподаватель Гущина Л.Н., ДМШ №1). В старшей – Есения Аспанова (преподаватель Фастовская И.А., ДМШ№ 2), Алексей Тарасенко (преподаватель Шульгина Э.З., ДМШ №1), Роман Жданов (преподаватель Михеева Л.А. ДМШ №2), Алексей Модоров (преподаватель Гущина Л.Н., ДМШ №1). Первые места у ребят, принявших участие в первом этапе – коллоквиуме: Анастасия Тоголева (преподаватель Товарова Ю.Б., ДМШ № ), Дарья Казанцева (преподаватель Гущина Л.Н., ДМШ №1)…


Кроме того, радостно сообщить, что Оркестр народных инструментов «Лад» под руководством Л.Н. Гущиной (ДМШ №1), который очень успешно показал себя пару лет назад в Испании на фестивале «Море и солнце», недавно вернулся победителем с выступления на Открытом зональном конкурсе оркестров и ансамблей, проходивших в городе Бийске. «Лад», в котором теперь 33 участника, выступает нынче в обновленном составе – маленькие музыканты пополнили коллектив. Руководитель коллектива, Любовь Гущина рассказала, что ребята были очень воодушевлены первым местом на конкурсе, в котором выступили  восемь коллективов, показавших серьезные программы. Поздравляем «Лад» с победой и желаем ему новых творческих горизонтов!

 

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?