Возможно, постановка вопроса могла бы быть иной. Скажем, нужен ли нашей республике русский театр? Но не стоит затуманивать реалистичный взгляд: существование еще одного театра (имеется в виду здание со всеми укомплектованными театральными цехами) в республике кажется идеей менее чем осуществимой. Так сложилось финансово и исторически. А пока, стоит все же задаться вопросом: нужна ли нашему театру русская труппа, и почему ее нет до сих пор, несмотря на то, что «храм искусств» вполне способен вместить ее? Вот несколько мнений от людей театрального круга как повод для раздумий на эту тему.
Они были все приезжие...
Виталий Перчик, актер, сорок лет проработавший в Национальном драматическом театре, на счету которого также около двадцати постановок, как ни странно, единственный русский актер, которой родился здесь — все остальные были приезжими. Он, рассуждая о том, в чем причина отсутствия русской труппы, уточнил, что не видит в этом особой политической подоплеки. Актеры, которые составили русскую труппу в конце семидесятых, в силу того, что условия работы все более ухудшались, с течением времени покидали театр, отправляясь в другие города, в поисках ролей и лучших условий.
«Есть такой момент — лень, я понимаю, что этим у нас некому заниматься, и никому заниматься неохота, я имею в виду руководство, хотя на протяжении существования театра о возможности и необходимости создания русской труппы конечно, же, шла речь, - говорит Виталий Перчик, - И потом, для этого нужны средства, чтобы обеспечить актеров нормальными условиями».
В 1978-ом году в нашем театра работала замечательный режиссер Мария Гавриловна Назаровна — любимая ученица Анатолия Эфроса. В это время сформировалась и русская труппа, состоявшая из приезжих актеров, у которых были надежды на наш театр. Работа Назаровой в театре длилась четыре года, а потом, когда она уехала, стали меняться режиссеры, и русские актеры стали уезжать. Они поехали за ролями и лучшими условиями. И это было совершенно понятно. Я в начале актерского пути уехал из Омска, где работал некоторое время, — в Минусинск именно за ролями, где вырос от маленьких до больших ролей. В Горно-Алтайск вернулся из-за мамы, состояние здоровья которой требовало внимания. Сорок лет здесь работаю, и все эти годы время от времени ведутся разговоры о том, что неплохо было бы создать русскую труппу. Последний раз об этом говорили два года назад, была идея отправить учиться русскую молодежь в Новосибирск, но все закончилось ничем. Пока наш театр не может предложить актерам нормальных условий — зарплаты актеров в несколько раз меньше, чем в других городах, а, вернее сказать, они самые низкие. А вообще существование русской труппы, как это уже было — обогатило бы театр и бесспорно сделало бы его более востребованным, это был бы большой плюс! И я вижу существование русской труппы в стенах этого театра. Когда-то давно, когда русская труппа существовала, ставились спектакли, в которых были задействованы русские и алтайские актеры. Мы вместе ездили на фестивали, и нас принимали с восхищением!...»
Ветер перемен...
Свое мнение по поводу существования в театре русской труппы высказала председатель Союза театральных деятелей РА Светлана Николаевна Торбонакова:
«Актерам, работавшим при Назаровой Марии Гавриловне, стали вскоре тесны рамки театра, и они отправились в большие города... Я знаю, что Леонтий Усов, например, до сих пор работает в томском театре. Русская труппа, сложившаяся при Назаровой, была интересной. Впоследствии приезжие актеры не задерживались в театре — квартиры уже не давали, как это было поначалу, условия ухудшались... А то, что русские актеры востребованы везде, позволяло им искать более подходящие варианты.
С 98-го года до 2003-его года наш театр не работал, а выживал... Он пережил очень трудное время, и мне кажется, что из-за постоянно переживаемых трудностей и малой востребованности театра профессия актера была в какой-то степени девальвирована. Два года назад, например, мы дали объявление о наборе русской труппы, но никто не откликнулся. В прежние годы благие намерения создать русскую труппу как-то разбивались об обстоятельства.
Возникновение русской труппы сейчас было бы очень хорошо. Город растет, население в нем разное... Русская труппа нужна для развития искусства в республике! Я вижу ее существование под крышей одного театра вместе с алтайской труппой, когда две труппы могут объединятся и работать во время каких-то спектаклях вместе! Это интересно, есть дух соревнования и хорошего соперничества! И главное, это привнесло бы в наш театр так необходимый ему ветер перемен…»
Где спрятаны «глобальные причины»?
Также хочется процитировать Юрия Жукова, русского актера, проработавшего более десяти лет в нашем театре и ныне работающего в Бийске, который в одном из интервью в местном СМИ сказал по поводу существования русской труппы следующее:
«Интереса к русской труппе со стороны руководства не было ни раньше, ни сейчас. С одной стороны такую труппу иметь вроде как престижно, ведь мы все-таки живем в Российской Федерации. И сейчас министр культуры Владимир Кончев высказывается в СМИ в том духе, что необходимо возрождать русскую труппу, но всё это лишь слова, а на деле всегда появляются какие-то «глобальные» причины. Но меня больше всего поражает бездействие той прослойки населения республики, которая называет себя культурной интеллигенцией. Я считаю, что, как во всех республиканских театрах, в Горно-Алтайском театре должны быть две группы – национальная и русскоязычная. И перспектива у представителей этих групп, естественно, своя. Национальному театру необходимо создавать и развивать свою актёрскую школу, а ещё лучше - свою режиссуру. Актёрам русской школы необходим постоянный творческий рост и возможность творческой реализации во всех возрастных категориях - как и алтайским артистам, впрочем.
Как выход, можно было бы пригласить три-четыре семейные пары русских артистов через биржу, но, увы, нет жилья. Если субъект Российской Федерации Республика Алтай не в состоянии позволить себе такие «большие» расходы, о каком республиканском статусе может идти речь? И когда правительство называет эти причины, это не что иное, как отговорка. Бийский театр, например, может себе это позволить. Если бы правительство Республики Алтай привлекло в театр интересного профессионального режиссёра, серьёзные зрелые актёры действительно приезжали бы сюда на постоянное место жительства. Но содержание такого режиссёра республике, видимо, тоже не по плечу. И о чём может идти речь, если основной состав алтайской труппы не могут обеспечить достойным жильём на протяжении тридцати лет? Сейчас чиновники тоже относят это к нынешним трудностям, но в отношении себя они никаких трудностей не испытывали, не испытывают и не будут испытывать...»
Есть ли лучшие перспективы у нашего театра? Конечно, есть! Создание русской труппы однозначно сработало бы только на его благо. Но театр с двумя труппами требует безусловно хороших финансовых вливаний. Пока же наш национальный театр — талантливый, интересный и искренне надеющийся, что руководство обратит на него по-настоящему внимание — претерпевает свой путь от выживания до желанного развития. Последнее, вполне может статься, ускорит именно возникновение русской труппы в стенах театра. Будет ли так? — покажет время.
Екатерина Сергеева