Юстыт. Алтайский магнит

11.06.2011

Просмотров:

4908
«Магнит утверждает путь человеческий».
(«Озарение»). 


Алтай много раз становился колыбелью новых путей в развитии мировых цивилизаций, отправной точкой, по которой человечеству предстояло идти века и тысячелетия. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические памятники и документы. Само местонахождение Алтая в самом сердце евразийского материка располагает к объемному видению мировых процессов.

По мнению Л.Н. Гумилёва, сочетание двух и более ландшафтов – обязательное условие для развития этногенеза. Истории многих горных долин сплетены с древней культурой Земли. Плодородные склоны, пастбища, обилие водных потоков и естественная защищенность сыграли в истории развития человечества неоценимую роль. Многие ученые едины во мнении, что в прошлом горные районы Азии были самыми заселенными местами планеты.

Древний мир Центральной Азии и Южной Сибири множеством невидимых нитей связан с сегодняшней жизнью. История и культура этого мира, его обаяние, дух, стиль – это наше наследие, которое становится всё более востребованным в современном обществе.

На сегодняшний день Алтай возвышается подобно многовековому мегалиту над четырьмя огромными государствами. Сохраняя естественные природные ландшафты, высокую степень биоразнообразия, сравнительно небольшую плотность населения, ведущего традиционный образ жизни, Горный Алтай, несомненно, обладает колоссальным археологическим потенциалом.

Попытки отыскать смысловые корни имени «Алтай» привели многих исследователей к убеждению о наличии в нем, несомненно, сокровенного, божественного смысла. В индо-арийской языковой системе «алтарь» – «возвышение», место пребывания Высших сил. Именно, индоарии, населявшие Алтай в III-II тысячелетиях до н.э., оставившие уникальные храмово-погребальные и археоастрономические комплексы, по мнению ряда ученых, закрепили за этими местами имя «Алтай».

 

В беседе с новосибирским археологом  И.Ю. Слюсаренко начинаешь открывать для себя, как из хаотичной россыпи камней древний человек выделял особые камни, складывал в чёткие круги, квадраты, прямоугольники, создавая неповторимые храмовые комплексы, которые не нуждались в стенах, куполах и расписных арочных сводах…

Рядом с российско-монгольской границей, у поселка Ташанта, где расположен пограничный и таможенный пункт, находится уникальный древний ритуальный комплекс. Впрочем, что на Алтае не уникально? Долины рек, горные ущелья, скалистые перевалы, каскады озёр - всё без исключения можно смело назвать уникальными, по-особому замечательными, привлекательными для тех или иных исследований местами. Но сейчас речь пойдет о расположенной на северо-востоке от Ташанты долине реки под названием Юстыт.

Юстыт буквально значит «сто лиственниц». В топонимическом словаре Горного Алтая О.Т. Молчановой (1979) отмечается, что у населения существует множество преданий, связанных с этим наименованием. Слово «юстыт» имеет тюркский корень, от того же корня происходят слова «усто», «устат» – мастер, уважаемый человек, владеющий в совершенстве каким-либо мастерством. В странах Центральной Азии это слово имеет широкое распространение. Один из самых крупных в Республике Алтай археологических комплексов, расположенный в долине реки Юстыт, остаётся своего рода мастерской, полной загадок. Творения древних мастеров на Юстыте настолько органично вписаны в окружающий ландшафт, что не остаётся сомнений: в здешних делах участвовали подлинные мастера.
У  Н.К.Рериха есть прекрасные строки о том, как «широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях». Словно о долине реки Юстыт писал великий художник и ученый!

Сложносоставной ритуальный комплекс Юстыта, который исследователи относят к категории археоастрономических, культовых и погребальных сооружений, включает в себя десятки керексуров, скифских курганов, оленных камней, тюркских погребальных оградок. Керексуры представляют собой округлые каменные насыпи и внешнюю ограду из камней, которая может иметь самые разнообразные формы: круглые, квадратные, с лучами по углам...

«Конфигурации керексуров, обыгрывающие оппозицию «круг-квадрат», напоминают мандалу – графему Мироздания. Подобное изображение модели мира положено в основу всех храмовых сооружений: круг – Небо, квадрат – Земля, подкурганное захоронение (в храмах крипта то, что сокрыто) – Подземный мир. При изучении стратиграфии комплекса были обнаружены вполне определенные геометрические закономерности расположения керексуров… По сути это древние обсерватории, которые были необходимы древним жителям Алтая для согласования своей жизни с космическими ритмами». («Священными тропами Алтая». Горно-Алтайск. 2008).

В последние годы активизировался интерес археологов, культурологов, геофизиков и других ученых к комплексному изучению феномена, который условились называть «сакральный объект». Многофункциональность этих объектов – комплексов, их взаимосвязанность, астрономическая ориентация, приводит к выводу о существовании метасистемы, объединяющей в единое целое все мировые памятники подобного рода.

В беседе с новосибирским археологом И.Ю. Слюсаренко начинаешь открывать для себя, как из хаотичной россыпи камней древний человек выделял особые камни, складывал в чёткие круги, квадраты, прямоугольники, создавая неповторимые храмовые комплексы, которые не нуждались в стенах, куполах и расписных арочных сводах. Храмы, посвященные Небу, Солнцу, Жизни, Смерти, Планетам и Звёздам, открытые всем ветрам, неразрушимы и наполнены глубинным почитанием всего Мироздания.

 

«Большинство этих сакральных центров – ритуальные площадки, которые не имеют захоронений, их предназначение – геопсихического характера…»

Земной мир, по мировоззрению древних кочевников, окружают два невидимых мира - Высший и низший, которые объединяются в центре, образуя проявленный плотный мир и человека в нём. Что может быть гармоничнее круга, спирали, сферы? До сих пор так и не удалось создать более совершенную и простую фигуру, которая сумела бы выразить идею единства всей жизни, Неба и Земли, видимого и невидимого, близкого и далёкого, конечного и беспредельного.

Почитание дня и ночи, ритма прихода и ухода, везде мы замечаем почтение, внимание и уважение к проявлениям жизни. Из стихийного беспорядка человек создаёт гармонию, уподобляя её гармонии Вселенной, где есть место большому кругу Солнца, где спирально движутся планеты и совершают свои грандиозные шаги созвездия. Поражает размах пейзажа вокруг, свободного и бескрайнего, как и две с половиной тысячи лет назад, когда неутомимые кочевники, мастера и архитекторы эпохи раннего железа создавали свои храмовые комплексы.

Кем они были, эти свободные люди, знающие красоту и стремящиеся к Небу? Кто они, знающие, что только в движении, в соприкосновении с новым, расширяется сознание народа?

Изучая проблему переселения народов, Н.К.Рерих замечает: «Бесконечные курганы южных степей хранят многочисленные истории о появлении неизвестного воина неизвестно откуда. Если вы терпеливо отметите на своей карте все легенды и предания такого рода, вы будете удивлены результатом. Когда вы соберёте все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед вами карта великих миграций?»

Большую роль в переселении народов Н.К.Рерих отводил Алтаю, который, по его мнению, был «одним из очень важных пунктов, ибо именно здесь кочующие племена нашли временное пристанище, напоминавшее им гималайскую прародину».

А это - уже из современной книги: «В разные исторические периоды на Алтае сооружаются храмово-ритуальные комплексы и отдельно стоящие алтари, устраиваются астрономические сооружения для наблюдения за небом и для взаимодействия с ним». «Существует мнение, что в составе материала курганов Алтая (каракольской, афанасьевской, скифской и др. культур) присутствуют магнитонасыщенные обломки минералов, принесённых издалека. Это говорит о том, что строители ритуальных комплексов знали основы геомагнетизма и обеспечивали магнитную связь определенных точек локального пространства с разными территориями за пределами Алтая. Большинство этих сакральных центров – ритуальные площадки, которые не имеют захоронений, их предназначение – геопсихического характера». («Священными тропами Алтая». 2008).

Известно, что определённые камни можно рассматривать как психомагниты, с помощью которых происходит энергообмен в соответствии с законом космического магнетизма. «Магнит утверждает путь человеческий…Можно видеть в истории человечества, как сеть магнитов подобно путеводным огням вспыхивала. Как же работает магнит? Он претворяет идеи пространства в действие». («Озарение»).

 
В долине Юстыта есть камни, которые можно считать психомагнитами, обеспечивающими энергообмен по закону космического магнетизма.

«Какой дух двигал целыми народами и бесчисленными племенами?» - писал Н.К.Рерих. «Какие катаклизмы гнали орды из родимых степей? Какое новое счастье и преимущества угадывали они в голубой дымке необъятной пустыни?» И далее: «В глубинах Азии… в давние времена передвижение рассматривалось как завершение образования… Великие переселенцы уносили с собою такие же замечательные заветы и на пути своем создавали великие стили искусства и жизни» (по книге: «Н.К.Рерих – археолог». 2002).

С восхищением осматриваем следы давно минувшего. На обширных террасах - музей древних захоронений под открытым небом, который словно охраняют орлы, журавли и… облака. Гармонично подобранные камни организуют окружности, ограды, причудливые рисунки.

В этой архитектурной гармонии присутствует необыкновенная основательность и живость. Долина Юстыта буквально околдовывает своим удивительным простором, загадочным скоплением памятников и в завершении - одиноко стоящей лиственницей.

Лиственница стоит, открытая всем ветрам, посреди пустынного простора, совершенно одиноко, сама подобно древнему памятнику, и в то же время такая живая и хрупкая. Узловатые крепкие ветви, шершавый теплый ствол и мягкая лиственная хвоя. Под этим деревом возникает ощущение присутствия в храме, посвященном символическому Мировому Древу, стоящему у Великого Потока Времён. Древо Жизни – один из важнейших «первообразов», наряду с Мировой Горой и Великой Богиней Матерью.

Невдалеке от лиственницы высится оленный камень с выбитым на нем изображением чекана, древнего боевого оружия.

В далеком раннескифском прошлом Алтая преобладало героическое мироощущение. Оно заключалось в умении бороться за правду, в смелости самостоятельно определить свое место в мире. Это свойственно воину – герою древних кочевий. Мы можем и сейчас видеть зримые явления этого мироощущения в виде оленных камней.

 
Долина Юстыта буквально околдовывает своим удивительным простором, загадочным скоплением памятников и в завершении - одиноко стоящей лиственницей…

Оленный камень – это памятник индивидуальному героическому поступку. Важность этих памятников не только в их художественных и археологических достоинствах. Это первое несомненное изображение простого человека — героя. Если в предыдущих эпохах на стелах изображались боги, духи-покровители, великаны, то с оленными камнями дело обстоит иначе. Это не мифический первопредок, это мемориальная стела героя, человека новой эпохи. В качестве этической нормы провозглашалось добровольное служение Мировому Закону – Правде и сохранение безусловной верности клятве. Ведущую позицию занял человек – герой, умеющий отличить правду ото лжи и применить, когда необходимо, силу духа и тела. У каждого человека появилось право ощутить внутри себя силу воина и героя, который способен влиять на свою судьбу.

Образ оленя, который часто можно встретить на подобных памятниках, – наиболее выразительного и гармоничного животного – как нельзя лучше высвечивает идею, заложенную в камне. В древние времена изображение всегда делалось осмысленно. При помощи рисунка происходило приобщение к силам Природы, к могучим стихиям. Олень, горный баран, сибирский козерог, лось – символы мужества, стойкости и неутомимости. В процессе работы происходило отождествление себя с силой Солнца и Земли, человек буквально выбивал свою силу своими руками. Создание на камне подобного изображения требовало не только мастерства и внимательности, но и большой доли сосредоточения. Именно благодаря сплаву этих качеств, рисунок выходил таким убедительным, мощным и красивым на многие века.

 

«Единство художественного стиля в культурах различных народов, расселенных на огромной территории, охватывающей Сибирь, Алтай, Туву, Монголию, Китай и Тибет, не раз отмеченное Н.К.Рерихом, позволило ученым говорить об общности его для всех кочевых племен верхней Азии», - говорится в книге «Н.К.Рерих – археолог». А центром этой великой культуры кочевников, несомненно, является Алтай.

В долине реки Юстыт широко раскинулся удивительный древний памятник, в котором заложены искры замечательных будущих открытий. Напоминание потомкам, что мы все живем под единым куполом Неба, окруженные просторами прекрасной Земли, на которой с глубокой древности заложены магниты любви, сотрудничества и единения. Погружение в древнюю историю вдохновляет на день сегодняшний и определяет завтрашний путь.

«Нет прошлого, есть свет будущего – им идите». («Озарение»).

Марианна ЯЦЫШИНА.

Усть-Кокса.

Метки

Добавить комментарий