(Продолжение. Начало здесь и тут).
…В нашем повествовании нельзя пройти мимо объемного романа Геннадия Андреева «Белый Бурхан». Книга выпущена Алтайским книжным издательством в 1989 году. Его тираж по нынешним меркам огромен – 20.000 экземпляров! Сейчас для писателя или ученого издать книгу тиражом в сто раз меньшим не считается зазорным. Автор на семистах страницах текста поведал читателям об алтайском заговоре в Тибете, о кровавой битве молящихся алтайцев с русскими монахами в долине Теренг и о многом другом занятном и необычном.
Будь моя воля, вплёл бы в нить фантастического романа ещё одну отгадку: Теренг мог быть местом сбора перед дальней дорогой. Вся суета с раздачей денег, приобретением необходимых вещей напоминает подготовку к великому кочевью.
Спросите, куда? Конечно же, в страну чудес Ак Чечек!
Обувь с нашивками
Мы наденем, наденем.
В страну Ак Чечек
Мы уедем, уедем!
Об этой стране алтайцы до сих пор поют в своих песнях. Сказывают, долина с таким названием есть на самом деле и находится на территории бывшей Джунгарии. Скорее всего, именно туда устремились бы алтайцы во главе с Четом Челпановым. В землю обетованную, окруженную неприступными горами и охраняемую несметным полчищем змей...
Она завораживала и влекла к себе. Не случайно алтайцы, побросав все свои дела, стали стекаться толпами в долину Теренг. Их собралось много: несколько тысяч! Загадочность этого необычного события встревожила власти и даже самого российского императора.
Не думаю, что они просто сидели и ждали какого-то чуда. Вскоре неизбежно наступило бы разочарование от несбывшегося ожидания. На последних переговорах с властями лидеры бурханистов неоднократно просили дать им ещё 15 дней. Всего полмесяца! Можно было чуточку подождать, не учинять кровавой расправы. Во время погрома активистов арестовывали по предварительно составленному списку. Видимо, полиция была осведомлена об истинных целях сборища.
Исследователь духовной культуры алтайцев Мерген Клешев показал мне недалече от Теренга каменные тагылы. Они сохранились, находясь в укромном месте. Вокруг ещё стоят символические столбы с насечками. По мнению ученого, здесь собирались организаторы нового религиозного движения. Они проводили обряды, обменивались мнениями, обсуждали предстоящие дела. Замысел откочёвки, если таковой был, держали в секрете. Ведь сказочная долина, куда они намеревались увести свой народ, находилась в соседней стране.
Ак Чечек остается в памяти алтайского народа
родиной далёких предков. Нет-нет, да промелькнёт
где-нибудь упоминание о ней в песнях, легендах –
вскользь, весьма иносказательно.
Иногда в газете «Алтайдын Чолмоны» попадаются
некрологи, где с прискорбьем извещается:
некто «покинул нас и ушёл в страну Ак Чечек...»
Великое кочевье
В первой части нашего повествования я приводил отрывок из донесения помощника начальника Томского губернского жандармского управления ротмистра Завьялова. Его рапорт о событиях в долине Теренг заканчивается словами «В Монголии всё спокойно». В круг его обязанностей входило слежение не только за делами алтайскими, но и сопредельных территорий. Власти увязывали происходящее в долине Теренг с зарубежными событиями.
В пользу этой версии говорит резкий рост настроений против всего русского среди коренного населения. Такое бывает, когда жившие в согласии народы по каким-то причинам начинают расходиться врозь. Помнится, когда казахи Чуйской степи по зову бессменного казахстанского президента устремились на свою историческую родину, ситуация была чем-то схожей. Покидая Алтай, наши казахи на прощание высказывались начистоту. Правда, они не ведали, что вскоре придётся возвращаться обратно. Не оттого ли многие из откочевавших не вернулись в родные села в Кош-Агачском районе, а осели в Горно-Алтайске и Чемальском районе? Заодно получили нехилые пособия за счёт статуса «беженцев».
Мои догадки, навеянные романом в стиле фэнтези, ничем не уступают догмам про «японский след». Все сравнения не в пользу официальных доводов. Вряд ли алтайцы со своими стадами думали добраться до Японских островов. Причём, по версии миссионеров, рассчитывали попасть прямо в Токио, раз так сильно восхваляли его в своих песнопениях. (Хотя на самом деле это было урочище Бурул-Токой, родина предков в верховьях Иртыша).
Позднее великого Чорос-Гуркина расстреляли, также заподозрив в связях с японцами. Знают ли в стране Восходящего солнца, требующей компенсацию за пустынные северные острова, что из-за них алтайцы понесли немалые потери и возможны встречные претензии с нашей стороны?
Проторенные пути вели на историческую родину ойротов.
По ним алтайцы часто ездили, когда были
в подданстве ойротского хана. Того самого,
второе пришествие которого ожидалось в долине Теренг.
Ойрот-хан клятвенно обещал вернуться в Год дракона.
Он узнает свой народ по кисточкам на шапках,
и, отделив от остальных, словно зерна от плевел,
уведёт в свою сказочную страну.
Фото: mustagclub.ru
(Это был отрывок из исторического повествования, полная версия которого публикуется в журнале «PROАЛТАЙ», №4).