Софроновы: от середины XVIII века до наших дней

Григорий КУДРЯШОВ
03.01.2023

Просмотров:

611



На последнем совместном заседании общественной организации «Совет отцов» и клуба «Моя родословная», состоявшемся в конце ушедшего 2022 года в Национальной библиотеке имени М.В. Чевалкова, не обошлось без удивления присутствующих на этой встрече. Виновником всеобщего восхищения выступил сотрудник Ташантинского таможенного поста Иван Попов, представивший свою книгу «К истокам рода Софроновых и основанию села Майма».

Это не просто книга, а серьезное историческое исследование, ставшее результатом скрупулезной многолетней работы в архивах Бийска, Барнаула, Томска и Москвы. По меркам советского времени эта работа, на мой взгляд, с легкостью соответствует ученой степени кандидата исторических наук. Иван Владимирович проследил свою родословную до девятого колена, до кумандинца Чендека, получившего русскую фамилию Софронов при святом крещении от своего крестного или как тогда называли – восприемника.



При крещении инородцев крёстными обычно выступали служилые люди – казаки и пришедшие вслед за ними крестьяне. Чендек со своей семьей жил в деревне Усяцкой, основанной в 1749 году на правом берегу Бии под защитой Колывано-Кузнецкой линии. Одновременно с родословной в книге представлены сведения из социальной и экономической жизни поколений, проживавших на юге Томской губернии.

Материал для определения своей родословной линии Иван Попов брал из государственных и церковных документов. В частности, из метрических книг и исповедальных росписей церквей Бийской крепости и села Новоенисейского. В этих документах отражены рождение, брак и смерть живших тогда людей.

Другим объективным источником являются ревизские сказки, представляющие собой перепись населения с целью обложения подушной податью. Здесь уже зафиксированы не только имя и возраст главы семьи, но и всех ее членов, степень родства и место жительства. Так из информационных крупиц формировалось генеалогическое древо рода Софроновых.



В книге также представлены: список анкет сельскохозяйственной переписи 1917 года, фотокопии списка граждан с фамилиями на букву «с», призванных в ряды Красной армии во время Великой Отечественной войны из Майминского, Чойского районов и тогдашней Ойрот-Туры, фотокопии извещений о смерти и пропавших без вести воинов из числа Софроновых, а также список репрессированных. Теперь это бесценные документы. Как и списки жителей и непричисленных переселенцев в с.Майминском Быстрянской инородческой управы Бийского уезда со сведениями об экономическим положении хозяйств.

И, конечно же, собраны воспоминания очевидцев ушедшего времени. Так мы узнаём, что летом 1840 года в селе Улала – нынешнем Горно-Алтайске - старанием архимандрида Макария Глухарева зазвучали колокола Улалинской Спасской церкви, которые были пожертвованы Карпом Шишковым – жителем Улалы и братьями Семеном и Стефаном Софроновыми из Маймы.



Летопись рода Софроновых — это история всего Алтая с середины XVIII века до наших дней. Первые представители рода с правобережья Бии переселились в нынешние Сростки и Быстрянку. Их потомки поселяются в Майме и Чемале, в Улале и Шебалино, Бирюле, Кызыл-Озёке и Ынырге. А в период репрессий многие Софроновы были высланы, и не все вернулись в родные места.

Книга ценна с точки зрения краеведения. Оказывается, нынешний районный центр Майма возник на основе двух селений – деревень Майминской (Найминской) и Чергачака, расположенных на разных берегах речки Майма, которая была более полноводной, и в ней водилось много рыбы. Население Чергачака состояло из русских крестьян, а Майминского - из крещеных инородцев. При Советской власти существовал даже Майма-Чергачакский сельский Совет.

Весьма интересная информация представлена о кумандинцах, которые изначально были светловолосыми и голубоглазыми людьми. Автор ссылается на геолога Григория Гельмерсена, исследовавшего Алтай и утверждавшего, что внешний облик бийских и телецких обитателей резко отличается от южных соседей. «Северные алтайцы внешне, в очертаниях лиц и по многим деталям быта похожи на финнов. Чем дальше вниз по Бие, тем сильнее сходство».



Это суждение подтверждается словами известного исследователя Сибири Николая Ядринцева: «Наиболее типичное население — это кумандинцы, отделенные с юга от смешения с алтайцами бийскими черневыми татарами, а от телеутов — кузнецкими черневыми татарами». История человечества — это постоянный процесс смешения народов. И новые знания о том, как это происходило, имеют большое значение.

Книга «К истокам рода Софроновых и основанию села Майма» вышла маленьким тиражом – 130 экземпляров и «разлетелась» подобно горячим пирожкам на ярмарке в праздничный день. Поэтому автор задумался о переиздании с учетом вновь приобретенных архивных сведений. Но дело это дорогое, и тут без заинтересованных спонсоров трудно обойтись. Мне представляется, что к месту будет финансовая поддержка государства, поскольку такие книги дают восприятие отчей земли, укрепляют семейную и родовую память, формируют ответственное поколение за судьбу малой родины и Отчизны в целом, а значит, и самого государства.

На фотографиях из книги Ивана Попова:

Братья Софроновы - Василий Степанович (слева) и Иван Степанович; с.Майма, 1932 год
Фотокопия документа Канцелярии губернского правительства о рапорте Бийского земского исправника от 24.01.1817 г. за № 30 (ГАТО ф.1 о.1 д.1217 л.577)
"Похоронки" 1943 года
Антонина Васильевна Софронова, с.Майма, 1952 год
Слева направо (сидят) - Шинкоренко Николай Васильевич, Зубакина (Софронова) Екатерина Ивановна, Софронова Зоя Ивановна, Софронов Михаил Васильевич.

иван 24.01.2023 в 07:18 # Ответить
Очень интересная книга как для краеведов, так и для генеалогов, советую к прочтению!

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?